Элементы театра в Древней Японии

Очень сильно связан с религией. Первые элементы – мимические танцы кангура, исполняемые в дни синтоистских праздников на храмовых площадках. Позднее их начали дополнять диалогами. Эти представления дали начало театру НО – японской лирической драме.

Представления театра Но – изысканные, вычурные, создающиеся только для избранных, малопонятные для простого народа. В них участвует чаще 2 или 3, максимум 6 действующих лиц + хор (выпевает обстоятельства и поэтические описания вместо декораций). В антрактах исполнялись Киоген «сумасшедшие слова» - маленькие сценки без хора, обычным легким языком.

Народный театр Кабуки начал развиваться в начале 17 ст. с искусства марионеток, потом начали играть люди. Существует легенда про храмовую жрицу О`Куни, которая влюбилась в самурая и убежала с ним в Киото, где они собрали несколько танцовщиц и начали давать представления на берегу реки (там сейчас театральная улица). Сначала в театрах играли и женщины, потом им это запретили. Даже сейчас театры в Японии большей частью раздельные – женские и мужские (соответственно, в них либо женщины играют мужские роли, либо мужчины – женские).

Пьесы писали сами актеры вместе с режиссером. Отношение к актерам было унижающее, даже в официальных документах при подсчете актеров труппы использовались иероглифы-числительные, как для голов скота. Кабуки демонстративно не посещали люди высокого положения, для них был только Но.

В 17 ст. было построено первое театральное здание, так строят и сейчас. Партер делится на множество маленьких открытых лож, расположенных в шахматном порядке, рассчитанных на 4-5 зрителей (видны только головы сидящих). От входа к сцене идут два мостика («цветочный путь»). По них зрители входят в зал, а актеры во время действия также могут играть на них, как и на сцене.

Сцена крутится, поэтому можно одновременно установить сразу до 4 декораций. Занавес не поднимается, а падает вниз. Декорации схематичны, упрощены, все искусство тратится на украшение фасада театра и афиши (некоторые потом продаются, как картины).

Спектакль объявляется «днем наслаждения». Раньше начинался на заре, длился весь день, публика собиралась постепенно. Билет в театр включал в себя обед, закуски, напитки, разносимые служанками.

Роскошные костюмы, грим. Присутствует хор. Режиссер находится рядом с ним и «держит» ритм спектакля – отбивает деревянной палочкой по металлической доске (дробь – в самые напряженные моменты, двойной удар – вход главного героя и т.д.) Игра актеров очень ритмична, любую роль можно записать нотами.

Стиль – гиперреализм, вплоть до натурализма, особенно в сценах боли, страдания, смерти (кровь – вишневый сок в бумажных мешочках). Есть свидетельства, что актер, играющий Демона, сделал себе такой грим, что его жена, неожиданно повернувшись к нему, умерла от ужаса. Мимика настолько выразительна, что существует особая роль – Куромбо («черный человек») – тень, одетый в черное человек с фонариком на бамбуковой палке. Куромбо ходят за каждым актером и подсвечивает им лица в ответственные моменты.

Очень велика роль музыки, музыканты прячутся за декорациями. Используют два самисена, флейту, бубны, колокол.

Не приняты аплодисменты, нет антрактов, вместо них – интермедии (короткие сценки). Когда зрители довольны, они кричат «Тозаи, йеран нимотами!»

Примеры древнеяпонской драматургии «Месть 47 ронинов».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: