Первая группа инструментов для линейной графики

Линейная графика и приемы ее изображения

Линия, линейная графика

Линия является самым распростра­ненным средством изображения. Значе­ние линии как изобразительного сред­ства состоит в особой природе челове­ческого зрения. Любой объект наблюде­ния воспринимается посредством дви­жения глаз, прослеживающих контур объекта (его наружную линию), грани­цы поверхностей объекта (в виде их ли­нейных очертаний). Опыт человеческо­го восприятия позволяет воспринимать контур не как самостоятельную линию, а как линейное образование, характери­зующее структурные качества предмета. Человеческое сознание воспринимает контур как часть конструкции любого объекта с учетом поправок на перспек­тивное искажение форм, индивидуаль­ные особенности конструктивной струк­туры предмета, условия его освещенно­сти и положения в пространстве. Линей­ное (контурное) восприятие предмета передает содержательную информацию о размере, массе, форме и ракурсе объекта. Основой построения «любого изображения, в том числе тонового и цветного, также является линия. Ли­ния — изобразительное средство самого распространенного вида графической техники — линейной графики.

Линейная графика — основная тех­ника исполнения чертежа, эскиза, ри­сунка, технической схемы. Главное сред­ство ее выразительности — контрастное соотношение линий с поверхностью бу­маги. На контрастном соотношении по­верхности изображения и линии опреде­ленной толщины, наклона, кривизны и протяженности базируется плоскостное или пространственное восприятие изоб­ражения, его статичность или динамичность. Различная фактура линий, зависящая от материала, инструментов и приемов исполнения, создает различное впечатление материальности изображаемой предметной формы, отра­жает активность или сдержанность в беспредметной композиции. Линейная графика — самый распро­страненный, наипростейший способ изображения архитектурной формы, де­талей предметной среды, и потому для архитектора очень важно овладеть этой техникой.

Инструменты и приспособления для линейной графики

Инструменты и приспособления, применяемые в технике линейной гра­фики, можно разделить на три группы.

Эта группа состоит из самых прими­тивных по устройству, надежных и эф­фективных по результатам применения устройств — карандашей (обыкновен­ных и автоматических), угольных пало­чек, перьев и кистей. Изменение накло­на инструмента, сила его нажима, использование бумаги гладкой или фак­турной позволяет изображать линии различной толщины, кривизны и факту­ры. Умение использования названных инструментов для рисунка и черчения от руки (без применения специальных разметочных и чертежных приспособле­ний) составляет основу профессиональ­ной культуры изображения.

Карандаши простые являются са­мыми удобными и универсальными для начинающего графика инструментами. Умение затачивать карандаши острым или пологим конусом, оставлять длинный или короткий грифель, позво­ляет каждому графику четко регулиро­вать удобство пользования инструмен­том в соответствии с личными вкусами и особенностями графической работы.

В архитектурной графике применя­ется следующая маркировка каранда­шей: для черчения — ЗТ, 2Т, Т, ТМ (отечественная маркировка), ЗН, 2Н, Н, F, НВ (зарубежная маркировка); для рисунка - ТМ, М, 2М, ЗМ, 4М, 5М, 6М (отечественная маркировка), F, НВ, В, 2В, ЗВ, 4В, 5В, 6В (зарубежная марки­ровка).

Уголь и сангина для удобства рисо­вания и черчения вставляются в специ­альные держатели. В наше время эти материалы широко распрост­ранены в виде прессованных стержней, применяемых как грифели в толстых механических карандашах-вставках. Ли­нейный рисунок этими материалами имеет свои особенности, так как с помо­щью угля и сангины можно получить широкую рыхлую линию, что позволяет применять такую технику в эскизных чертежах, клаузурах, в чертеже и рисун­ке на кальке, гладкой и фактурной бу­маге. Для получения живописного ха­рактера рисунка, обобщенного чертежа, эскиза объекта, целесообразно использо­вать уголь и сангину. В процессе рабо­ты этими материалами необходимо по­мнить, что линии и штрихи проводятся «без нажима, легко, как бы скользя по бумаге». Резкие нажимы приводят к ломке, крошению угольной палочки, сангины, толстого грифеля. Стирать изображение можно чистой тканью или чистым и очень мягким ластиком, клячкой.

Кисти для рисования и черчения применяются чрезвычайно редко. Такая техника линейной графики характерна для китайского и японского рисунка. В архитектурном обучении рисунок кис­тью используется специально для развития осознанной условности, так как в процессе рисования кистью концентри­руется внимание, сущность формы ото­бражается в нескольких линиях, выра­зительность и точность которых определяют качество изображения. Лучшими матери­алами для рисунка кистью является ки­тайская тушь, акварель и гуашь.

Требования к бумаге при работе в указанных видах техники менее строги, чем при линейном черчении в туши, при отмывке и покраске китайской тушью и акварелью.

Для линейного черчения в каранда­ше необходима бумага с плотной повер­хностью, позволяющая легко стирать ре­зинкой карандашные линии. Чем хуже качество бумаги (чем более ворсиста ее поверхность), тем мягче должен быть грифель. На хорошей бумаге легко мож­но чертить жесткими карандашами (ЗН, 2Н, Н). Качественный чертеж на плохой бумаге можно получить только при ус­ловии использования мягких грифелей (F, НВ, В, 2В).

Для линейного рисунка в каранда­ше необходима бумага со сравнительно плотной поверхностью. Чем мягче гри­фель простого или механического ка­рандаша, тем менее качественной мо­жет быть бумага. Рисунок мягким гри­фелем (4В, 5В, 6В), угольным стерж­нем, сангиной не требует особого каче­ства бумаги. Для этих целей могут быть использованы крафт, обои, тонкий кар­тон, калька (лучше карандашная). При выборе бумаги следует исходить из того, какие цели преследует данный чертеж или рисунок. Если от линейной композиции не требуется четкого изоб­ражения объекта, а необходимо отобра­зить лишь его общие параметры и при­знаки, то можно использовать для ра­боты бумагу с рыхлой, ворсистой по­верхностью. Если линейный рисунок должен сравнительно точно отражать параметры объекта, то бумага для его исполнения должна иметь относитель­но плотную и гладкую поверхность (на­пример, мелованная бумага или карандашная калька)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: