1. Государственное регулирование экономики: цели, функции, инструменты. Основные модели государственного регулирования экономики.
2. Государственное регулирование в условиях переходной экономики. Особенности государственного регулирования в РК.
3. Социально-экономическая модернизация общества.
Переход от административно-командной централизованной экономики к рыночной экономике потребовал коренного изменения роли и функций государства как института, осуществляющего широкий спектр действий, направленных на решение социальных и экономических проблем. Государственное регулирование экономики в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально- экономической системы к изменяющимся условиям.
К основным направлениям государственного регулирования относятся:
|
|
ü Качественное преобразование производительных сил: т.е. технологическое, структурное и техническое обновление производства, подготовка квалифицированных кадров; обеспечение сбалансированности производства;
ü Стимулирование совокупного спроса, предложения, накопления и экспорта;
ü Поддержка малого бизнеса;
ü Воздействие на внешнеэкономический обмен;
ü Обеспечение занятости;
ü Проведение антимонопольной политики
ü Макроэкономическая стабилизация (посредством фискальной и денежной политики);
ü Обеспечение госбюджетных приоритетов;
ü Решение социальных проблем.
Методы государственного регулирования подразделяются на прямые и косвенные. К прямым методам регулирования рынка относятся способы, используемые централизованно как для формирования совокупного платежеспособного спроса, так и для обеспечения стабильности на родного хозяйства.
Косвенные методы регулирования рынка являются, в основном безадресными, необязательными для всех субъектов хозяйствования.
Мировая практика показала, что система мер и форм государственного регулирования довольно многообразна в каждой стране. Эта система имеет особенности. К числу важнейших инструментов государственного регулирования относятся:
1. Кредитно-денежная политика направлена, прежде всего, на предотвращение экономических спадов, безработицы и инфляции. При этом государство воздействует на такие показатели и рычаги, как денежная масса (предложение денег), совокупный спрос и совокупные расходы, учетная ставка, или ставка рефинансирования (то есть норма ссудного процента по кредитам, которые Национальный банк дает коммерческим банкам) и др. В первую очередь нам предстоит разобраться с объемом и структурой денежной массы.
|
|
Денежное обращение- это непрерывное обращение денег, выполняющих функции средства обращения и средства платежа.
Современная количественная теория денег количество денег в обращении определяет по формуле: М*V = Р*Q, где М (money-деньги)- количество денег в обращении(предложение денег); V(velocity)- скорость обращения денег(среднее число оборотов в год); Р(price-цена)- среднегодовой уровень цен; Q (guantity)- общий объем произведенной за год продукции (число ее единиц). Это «уравнение обмена» американского экономиста Ирвинга Фишера, которое образует исходное положение теории денег.
Вывод: обращающаяся в стране денежная масса (М) должна соответствовать сумме цен выпущенных товаров и услуг (P*Q), причем с учетом того, что одни и те же денежные знаки обслуживают товарообмен несколько раз (V) в году (то есть, значит, и денег требуется во столько же раз меньше). Для характеристики денежного предложения применяются денежные агрегаты, которые представляют собой различные группы ликвидных активов: М1,М2,М3 и др.
1. МО = наличные деньги.
2. М1= МО + счета до востребования, чековые вклады и чеки (банковские деньги).
3. М2 = М1 + деньги на сберегательных и срочных вкладах.
4. М3 = М2 + депозитные сертификаты крупного достоинства.
5. L = М3 + ценные бумаги, выпускаемые государством.
Все эти агрегаты могут служить важными ориентирами в кредитно-денежной политике государства.
Денежные реформы
Для смягчения и преодоления инфляции государство проводит целый ряд уже рассмотренных и других мероприятий. Наиболее известны пять:
Дефляция - это сокращение денежной массы путем изъятия из обращения избыточных денежных знаков.
Деноминация - это укрупнение денежной единицы путем обмена в определенной пропорции старых денежных знаков на новые.
Девальвация- представляет собой удешевление денег и проявляется либо как уменьшение золотого содержания денежной единицы страны (в период действия золотого стандарта), либо как снижение ее обменного курса по отношению к иностранным валютам (в современных условиях).
Ревальвация (укрепление валюты)- это противоположный процесс девальвации. Применяется для восстановления покупательной способности денег после их инфляционного обесценения.
Нуллификация- это объявление государством денежных знаков недействительными.
Основными общими инструментами кредитно–денежной политики являются:
1) изменение нормы обязательного резервирования;
2) изменение учетной ставки (ставки рефинансирования);
3) операции на открытом рынке.
2. Финансовая политика охватывает весь комплекс мероприятий государства в области финансов. Проведение финансовой политики и общее руководство организации финансов в РК осуществляет Министерство финансов РК, основными задачами которого являются:
Ø разработка и реализация стратегических направлений единой государственной финансовой политики;
Ø составление проекта и исполнение госбюджета;
Ø развитие финансового рынка;
Ø разработка предложений по привлечению в экономику страны иностранных кредитных ресурсов и по источникам их погашения;
Ø осуществление финансового контроля за рациональным и целевым расходованием бюджетных средств государственных внебюджетных фондов.
Финансовая политика в РК включает следующие основные направления:
è налоговую политику;
è бюджетную политику;
è страховую политику;
è инвестиционную политику;
è политику доходов (зарплаты, пенсий, стипендий и т.д.)
Использование возможностей правительства расходовать средства госбюджета и взимать налоги составляет фискальную политику государства (от лат. fiscus -государственная казна). Фискальная политика преследует следующие цели:
|
|
l ликвидация безработицы;
l борьба с инфляцией;
l стабилизация экономического развития;
l антициклическое регулирование экономики;
l стимулирование экономического роста;
l достижение внешнеторговой сбалансированности.
Американский профессор А.Лаффер доказал зависимость между ставкой подоходного налога и налоговыми поступлениями. Графическую зависимость называют кривой Лаффера (рисунок 14.1).
|
Экономическая теория выделяет следующие типы фискальной политики: д искреционная (активная) и автоматическая (пассивная).
3. Социальная политика - согласованная деятельность экономических субъектов, направленная на обеспечение благоприятных условий жизни и труда членов общества. Основным субъектом, координирующим эту деятельность, является государство. Важнейшим фактором, углубляющим пропасть между бедностью и богатством, является дифференциация доходов, включающих в себя оплату труда, социальные трансферты, доходы от собственности и доходы от предпринимательской деятельности. Для количественной оценки дифференциации доходов используются кривая Лоренца и коэффициент Джини (рисунок 14.2, таблица 14.5).
Если Кдж близок к 0, то общество находится в состоянии уравниловки. Если Кдж равен 1, то в обществе складывается ситуация «нищего большинства» и сверхбогатого меньшинства. Чем больше коэффициент Джини, тем больше неравенства в доходах. В рыночной экономике исключаются такие крайности, благодаря политике перераспределения доходов.
В обществе доходы распределяются неравномерно, степень неравенства показывает кривая Лоренца. Прямая АС показывает абсолютное равенство, т.е. 20% семей получают 20% дохода, фактическое распределение – АВС. Уровень неравенства определяется коэффициентом Джини. Чем больше коэффициент, тем больше неравенство в доходах.
|
|
Кдж=- Площадь АВС