Тема № 14. Государственное регулирование: сущность, цели, инструменты

1. Государственное регулирование экономики: цели, функции, инструменты. Основные модели государственного регулирования экономики.

2. Государственное регулирование в условиях переходной экономики. Особенности государственного регулирования в РК.

3. Социально-экономическая модернизация общества.

Переход от административно-командной центра­лизованной экономики к рыночной экономике потребовал коренного изменения роли и функций государства как института, осуществляющего широкий спектр действий, направленных на решение социальных и экономических проблем. Государственное регулирование экономики в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально- экономической системы к изменяющимся условиям.

К основным направлениям государственного регулирования относятся:

ü Качественное преобразование производительных сил: т.е. технологическое, структурное и техническое обновление производства, подготовка квалифицированных кадров; обеспечение сбалансированности производства;

ü Стимулирование совокупного спроса, предложения, накопления и экспорта;

ü Поддержка малого бизнеса;

ü Воздействие на внешнеэкономический обмен;

ü Обеспечение занятости;

ü Проведение антимонопольной политики

ü Макроэкономическая стабилизация (посредством фискальной и денежной политики);

ü Обеспечение госбюджетных приоритетов;

ü Решение социальных проблем.

Методы государственного регулирования подразделяются на прямые и косвенные. К прямым методам регулирования рынка относятся способы, используемые централизованно как для формирования совокупного платежеспособного спроса, так и для обеспечения стабильности на родного хозяйства.

Косвенные методы регулирования рынка являются, в основном безадресными, необязательными для всех субъектов хозяйствования.

Мировая практика показала, что система мер и форм государственного регулирования довольно многообразна в каждой стране. Эта система имеет особенности. К числу важнейших инструментов государственного регулирования относятся:

1. Кредитно-денежная политика направлена, прежде всего, на предотвращение экономических спадов, безработицы и инфляции. При этом государство воздействует на такие показатели и рычаги, как денежная масса (предложение денег), совокупный спрос и совокупные расходы, учетная ставка, или ставка рефинансирования (то есть норма ссудного процента по кредитам, которые Национальный банк дает коммерческим банкам) и др. В первую очередь нам предстоит разобраться с объемом и структурой денежной массы.

Денежное обращение- это непрерывное обращение денег, выполняющих функции средства обращения и средства платежа.

Современная количественная теория денег количество денег в обращении определяет по формуле: М*V = Р*Q, где М (money-деньги)- количество денег в обращении(предложение денег); V(velocity)- скорость обращения денег(среднее число оборотов в год); Р(price-цена)- среднегодовой уровень цен; Q (guantity)- общий объем произведенной за год продукции (число ее единиц). Это «уравнение обмена» американского экономиста Ирвинга Фишера, которое образует исходное положение теории денег.

Вывод: обращающаяся в стране денежная масса (М) должна соответствовать сумме цен выпущенных товаров и услуг (P*Q), причем с учетом того, что одни и те же денежные знаки обслуживают товарообмен несколько раз (V) в году (то есть, значит, и денег требуется во столько же раз меньше). Для характеристики денежного предложения применяются денежные агрегаты, которые представляют собой различные группы ликвидных активов: М1,М2,М3 и др.

1. МО = наличные деньги.

2. М1= МО + счета до востребования, чековые вклады и чеки (банковские деньги).

3. М2 = М1 + деньги на сберегательных и срочных вкладах.

4. М3 = М2 + депозитные сертификаты крупного достоинства.

5. L = М3 + ценные бумаги, выпускаемые государством.

Все эти агрегаты могут служить важными ориентирами в кредитно-денежной политике государства.

Денежные реформы

Для смягчения и преодоления инфляции государство проводит целый ряд уже рассмотренных и других мероприятий. Наиболее известны пять:

Дефляция - это сокращение денежной массы путем изъятия из обращения избыточных денежных знаков.

Деноминация - это укрупнение денежной единицы путем обмена в определенной пропорции старых денежных знаков на новые.

Девальвация- представляет собой удешевление денег и проявляется либо как уменьшение золотого содержания денежной единицы страны (в период действия золотого стандарта), либо как снижение ее обменного курса по отношению к иностранным валютам (в современных условиях).

Ревальвация (укрепление валюты)- это противоположный процесс девальвации. Применяется для восстановления покупательной способности денег после их инфляционного обесценения.

Нуллификация- это объявление государством денежных знаков недействительными.

Основными общими инструментами кредитно–денежной политики являются:

1) изменение нормы обязательного резервирования;

2) изменение учетной ставки (ставки рефинансирования);

3) операции на открытом рынке.

2. Финансовая политика охватывает весь комплекс мероприятий государства в области финансов. Проведение финансовой политики и общее руководство организации финансов в РК осуществляет Министерство финансов РК, основными задачами которого являются:

Ø разработка и реализация стратегических направлений единой государственной финансовой политики;

Ø составление проекта и исполнение госбюджета;

Ø развитие финансового рынка;

Ø разработка предложений по привлечению в экономику страны иностранных кредитных ресурсов и по источникам их погашения;

Ø осуществление финансового контроля за рациональным и целевым расходованием бюджетных средств государственных внебюджетных фондов.

Финансовая политика в РК включает следующие основные направления:

è налоговую политику;

è бюджетную политику;

è страховую политику;

è инвестиционную политику;

è политику доходов (зарплаты, пенсий, стипендий и т.д.)

Использование возможностей правительства расходовать средства госбюджета и взимать налоги составляет фискальную политику государства (от лат. fiscus -государственная казна). Фискальная политика преследует следующие цели:

l ликвидация безработицы;

l борьба с инфляцией;

l стабилизация экономического развития;

l антициклическое регулирование экономики;

l стимулирование экономического роста;

l достижение внешнеторговой сбалансированности.

Американский профессор А.Лаффер доказал зависимость между ставкой подоходного налога и налоговыми поступлениями. Графическую зависимость называют кривой Лаффера (рисунок 14.1).

Рисунок 14.3.-Кривая Лаффера
Если налоговая ставка равна 0 или 100%, то налоговых поступлений не будет. При какой-то ставке (М) – объем налоговых поступлений максимален, дальнейшее повышение ставки ведет к уменьшению поступлений.

Экономическая теория выделяет следующие типы фискальной политики: д искреционная (активная) и автоматическая (пассивная).

3. Социальная политика - согласованная деятельность экономических субъектов, направленная на обеспечение благоприятных условий жизни и труда членов общества. Основным субъектом, координирующим эту деятельность, является государство. Важнейшим фактором, углубляющим пропасть между бедностью и богатством, является дифференциация доходов, включающих в себя оплату труда, социальные трансферты, доходы от собственности и доходы от предпринимательской деятельности. Для количественной оценки дифференциации доходов используются кривая Лоренца и коэффициент Джини (рисунок 14.2, таблица 14.5).

Если Кдж близок к 0, то общество находится в состоянии уравниловки. Если Кдж равен 1, то в обществе складывается ситуация «нищего большинства» и сверхбогатого меньшинства. Чем больше коэффициент Джини, тем больше неравенства в доходах. В рыночной экономике исключаются такие крайности, благодаря политике перераспределения доходов.

В обществе доходы распределяются неравномерно, степень неравенства показывает кривая Лоренца. Прямая АС показывает абсолютное равенство, т.е. 20% семей получают 20% дохода, фактическое распределение – АВС. Уровень неравенства определяется коэффициентом Джини. Чем больше коэффициент, тем больше неравенство в доходах.

Кдж=- Площадь АВС


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: