Правосознание и правовая культура

Подобно тому, как элитаризм является последней стадией реализации власти, создаёт предпосылки для перехода к новым отношениям, так и правосознание переходит к новому типу мышления, именуемого правовой культурой.

Культура означает облагораживание, возделывание человека и общества с помощью права, а такое оБлагоРаживание общественных отношений, как социальных (socius – солидарный), требует «преОбражения» самого человека. В таком обществе, при правовой культуре, требуется и система образования и воспитания обязана дать «нового» – преображенного человека: творческого, системно и духовно мыслящей солидарно ответственной Честной всесторонне развитой личности, а не замкнутого в своем частном интересе индивидуума.

Для такого человека и общества, власть не может принадлежать каким-либо частным лицам. Органы государственной власти и местного самоуправления должны иметь публичный характер, т.е. прежде всего исполнять возложенные на них обязанности. А граждане, признавая своим долгом исполнение законов и уплату налогов для содержания этих органов – иметь частное право, удовлетворять свои потребности, требовать от государства соблюдения своих прав и свобод, закреплённых в Конституции. Такой правовой порядок именуется социально-правовым государством с республиканской формой правления, такое государство является демократическим. Власть принадлежит всему народу и никому конкретно. Именно должное начало и лежит в основе правовой культуры.

Любой человек должным признаёт то, что определил сам для себя, как для его института обязанности. Человек, его права и свободы признаются высшей ценностью. Правовая культура требует в основу права положить справедливость. В таких условиях человек сможет свободно жить и развиваться. А такое положение невозможно, если не удовлетворяются потребности человека, когда одни живут за счёт других, вгоняя последних в нужду.

10 октября 2010 года, выступая на форуме в Ярославле, президент РФ, давая характеристику государству 21 века, указал на то, что свободным человек может стать только в условиях реализации справедливости, никто не может сказать человеку, что он свободен, кроме него самого. Ещё ранее, президент говорил – «нельзя создать гражданское общество без гражданина». Допустимо предоставление льгот, но недопустимо наделение привилегиями, т.к. они порождают неравенство и возможность удовлетворять свои потребности за счёт других.

Переход общества в иновационно-модернизационную формацию возможен только при смене природы отношений, отношения угнетения власти и эксплуатации капитала, т.е производственных отношений заменой правоотношений, истинно человеческими. Такие отношения возможно выстроить только с помощью становления и развития правовой культуры.

Правовая культура предполагает осознание свободы, свободы через право, осознание права через мораль, а мораль через духовные Истины. Только в этих условиях возможно развитие гражданского общества, создание условий для достойного развития каждого человека, что закреплено в статье 7 Конституции РФ.

Именно это общество способно разрешить главное противоречие между свободой и необходимостью. Общество должно осознать свободу, право и справедливость.

Правовая культура требует изменение к подходу в трактовании (определении) правоотношений. Выделение его в особый род отношений, связанный с концепцией права. Для определения в таком контексте смысла правоотношения недостаточно опираться на интерес.

Необходим ценностный подход, иными словами, необходимо соединение правоотношений, как и в праве, публичного и частного начала.

Публичное всегда выражается в обязанности, частное – в праве. Ибо обязанность возникает по доброй воле, в силу ее автономии (самообязывании), а не в силу принуждения – воли другого лица. Такое проявление воли, не ущемляет и не ограничивает свободу, не унижает человека, не делает его зависимым, а наоборот создает – творит взаимозависимость.

Возложив на себя обязанность участник становится публичным лицом, т.к не может действовать только в своей воле или своём интересе.

Право имеет частный характер потому что мы всегда требуем удовлетворения своих потребностей, т.е действуем к своей пользе. Обязанность носит публичный характер, потому что мы действуем уважая положения всех и каждого. Не исполнение обязанностей приводит вред всем и каждому. Особый вид правоотношений, всегда носящий публичный характер, не являющийся частным – это отношения между государством и юридическим лицом, государством и объединением граждан, органом государственной власти и органами местного самоуправления, т.к такие отношения всегда связаны с уважением отношений граждан и определяет смысл и содержание власти. Граждане реализуют свои права и свободы, закреплённые в Конституции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: