Основные принципы методологии маркетинговых исследований

Основные цели и задачи маркетинговых исследований

Маркетинговые исследования, в силу своей специфики, многообразны. Однако существует ряд задач, к решению которых прибегает практически любая компания в своей деятельности:

· Продукт (product):

o тестирование характеристик и качества продукта;

o оценка конкурентоспособности продукта;

o оценка уровня сервиса и его воздействия на спрос;

o определение тенденций развития кривой жизненного цикла.

· Цена (price):

o информационно-аналитическое обеспечение политики ценообразования;

o прогноз равновесия цены продукта на каждом этапе его жизненного цикла.

· Места продаж (place):

o анализ эффективности товарораспределительной сети и каналов товародвижения;

o информационно-аналитическое обеспечение моделей торгово-сбытовой логистики.

· Продвижение (promotion):

o тестирование рекламы, креативных концепций; исследования, связанные с построением бренда; оценка имиджа компании;

o оценка эффективности рекламы и других форм продвижения продукта.

· Рынок:

o оценка и анализ конъюнктуры рынка;

o оценка доли, емкости и темпов роста рынка;

o оценка и анализ возможности рыночной активности конкурентов;

o прогнозирование спроса и оценка его эластичности.

· Потребители:

o выявление и моделирование предпочтений и мнений потребителей и их поведение в различных рыночных ситуациях;

o исследование профиля потребителя, поведенческих характеристик;

o сегментирование потребителей.

· Конкуренты:

o выявление сильных и слабых сторон конкурентов;

o оценка силы внутриотраслевой конкуренции;

o построение карт стратегических групп.

Следует понимать, что цели и задачи маркетинговых исследований не ограничиваются только приведенными выше. Маркетинговое исследование может касаться решения локальных задач, например, как влияет цвет коврика на входе в офис на настроение и производительность труда сотрудников.

Маркетинговые исследования как инструмент маркетинга должны отвечать основным принципам методологии исследовательской деятельности. Выделяют пять принципов методологии маркетинговых исследований.

· Научность — описание, объяснение, изучение и предсказание изучаемых процессов и явлений на основе научно обоснованной методики.

Маркетинговое исследование должно быть реализовано на основе научно обоснованных методик и не противоречить им.

· Системность — присущая исследованию логическая последовательность этапов и действий, определенная структура и иерархия элементов и показателей.

Маркетинговое исследование, его процесс и этапы должны лежать в рамках системного подхода к изучению проблемы. В нем должна присутствовать логика и последовательность действий, отвечающая здравому смыслу и наиболее эффективному подходу к решению задачи.

· Комплексность — изучение разных аспектов и закономерностей в их взаимосвязи.

Маркетинговое исследование должно лежать в рамках комплекса маркетинговых мероприятий, осуществляемых компанией. Оно не должно «падать с потолка», а должно быть необходимым и логичным звеном цепочки маркетинговых мероприятий.

· Оперативность и гибкость — возможность коррекции плана исследований в соответствии с рыночной ситуацией.

Маркетинговое исследование должно иметь возможность подвергаться оперативной коррекции. Оно должно быть гибким, т.е. предусматривать все основные отклонения от плана, которые могут возникнуть по ходу его проведения.

· Эффективность — окупаемость затрат на маркетинговые исследования. Маркетинговое исследование должно приносить один из видов эффекта.

Маркетинговое исследование должно быть эффективным. Эффект от его проведения — это усовершенствование деятельности предприятия, устранение проблемы, решение задачи, например, по завоеванию доли рынка. В общем смысле, после проведения маркетингового исследования предприятие должно становиться сильнее.

Маркетинговые исследования, которые не отвечают хотя бы одному из приведенных принципов, могут привести к получению искажений, ошибочных результатов и выводов, которые, в свою очередь, значительно увеличивают риск возникновения и реализации угроз для предприятия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: