Основные цели и задачи маркетинговых исследований
Маркетинговые исследования, в силу своей специфики, многообразны. Однако существует ряд задач, к решению которых прибегает практически любая компания в своей деятельности:
· Продукт (product):
o тестирование характеристик и качества продукта;
o оценка конкурентоспособности продукта;
o оценка уровня сервиса и его воздействия на спрос;
o определение тенденций развития кривой жизненного цикла.
· Цена (price):
o информационно-аналитическое обеспечение политики ценообразования;
o прогноз равновесия цены продукта на каждом этапе его жизненного цикла.
· Места продаж (place):
o анализ эффективности товарораспределительной сети и каналов товародвижения;
o информационно-аналитическое обеспечение моделей торгово-сбытовой логистики.
· Продвижение (promotion):
o тестирование рекламы, креативных концепций; исследования, связанные с построением бренда; оценка имиджа компании;
o оценка эффективности рекламы и других форм продвижения продукта.
|
|
· Рынок:
o оценка и анализ конъюнктуры рынка;
o оценка доли, емкости и темпов роста рынка;
o оценка и анализ возможности рыночной активности конкурентов;
o прогнозирование спроса и оценка его эластичности.
· Потребители:
o выявление и моделирование предпочтений и мнений потребителей и их поведение в различных рыночных ситуациях;
o исследование профиля потребителя, поведенческих характеристик;
o сегментирование потребителей.
· Конкуренты:
o выявление сильных и слабых сторон конкурентов;
o оценка силы внутриотраслевой конкуренции;
o построение карт стратегических групп.
Следует понимать, что цели и задачи маркетинговых исследований не ограничиваются только приведенными выше. Маркетинговое исследование может касаться решения локальных задач, например, как влияет цвет коврика на входе в офис на настроение и производительность труда сотрудников.
Маркетинговые исследования как инструмент маркетинга должны отвечать основным принципам методологии исследовательской деятельности. Выделяют пять принципов методологии маркетинговых исследований.
· Научность — описание, объяснение, изучение и предсказание изучаемых процессов и явлений на основе научно обоснованной методики.
Маркетинговое исследование должно быть реализовано на основе научно обоснованных методик и не противоречить им.
· Системность — присущая исследованию логическая последовательность этапов и действий, определенная структура и иерархия элементов и показателей.
Маркетинговое исследование, его процесс и этапы должны лежать в рамках системного подхода к изучению проблемы. В нем должна присутствовать логика и последовательность действий, отвечающая здравому смыслу и наиболее эффективному подходу к решению задачи.
|
|
· Комплексность — изучение разных аспектов и закономерностей в их взаимосвязи.
Маркетинговое исследование должно лежать в рамках комплекса маркетинговых мероприятий, осуществляемых компанией. Оно не должно «падать с потолка», а должно быть необходимым и логичным звеном цепочки маркетинговых мероприятий.
· Оперативность и гибкость — возможность коррекции плана исследований в соответствии с рыночной ситуацией.
Маркетинговое исследование должно иметь возможность подвергаться оперативной коррекции. Оно должно быть гибким, т.е. предусматривать все основные отклонения от плана, которые могут возникнуть по ходу его проведения.
· Эффективность — окупаемость затрат на маркетинговые исследования. Маркетинговое исследование должно приносить один из видов эффекта.
Маркетинговое исследование должно быть эффективным. Эффект от его проведения — это усовершенствование деятельности предприятия, устранение проблемы, решение задачи, например, по завоеванию доли рынка. В общем смысле, после проведения маркетингового исследования предприятие должно становиться сильнее.
Маркетинговые исследования, которые не отвечают хотя бы одному из приведенных принципов, могут привести к получению искажений, ошибочных результатов и выводов, которые, в свою очередь, значительно увеличивают риск возникновения и реализации угроз для предприятия.