Выводы по теме
Маркетинговое исследование — сбор, отображение и анализ информации по разным аспектам маркетинговой деятельности.
Маркетинговое исследование подразумевает комплексный подход к вопросу изучения различных аспектов маркетинговой деятельности. Оно не исчерпывается только получением информации, а содержит в себе также этапы обработки данных и анализа.
Типология маркетинговых исследований имеет следующие признаки и типы:
1) по объекту исследования маркетинговые исследования разделяют на исследования, с помощью которых изучается внешняя среда, внутренняя среда организации и продукт, который описывается с помощью модели 4Р;
2) по периодичности проведения маркетинговые исследования разделяют на разовые и постоянные;
3) по степени охвата маркетинговые исследования подразделяют на сплошные и выборочные;
4) по этапу изучения маркетинговые исследования разделяют на поисковые, описательные и причинно-следственные;
5) по характеру информации маркетинговые исследования разделяют на кабинетные и полевые.
Основные цели и задачи маркетинговых исследований можно разделить на семь блоков:
1) продукт (product) — цели и задачи, связанные с изучением свойств и характеристик продукта, например, тестирование качества продукта, оценка конкурентоспособности продукта, уровня сервиса и его воздействия на спрос;
2) цена (price) — цели и задачи, связанные с изучением цены на продукт, например, информационно-аналитическое обеспечение политики ценообразования, прогноз равновесия цены продукта на каждом этапе его жизненного цикла;
3) места продаж (place) — цели и задачи, связанные с изучением товарораспределительной сети и каналов товародвижения;
4) продвижение (promotion) — цели и задачи, связанные с изучением процессов, направленных на продвижение продукта на рынок, например, тестирование рекламы, креативных концепций, исследования, связанные с построением бренда;
5) рынок — цели и задачи, связанные с изучением рынка, например, оценка и анализ конъюнктуры рынка, оценка доли, емкости и темпов роста рынка;
6) потребители — цели и задачи, связанные с изучением потребителей, например, выявление и моделирование предпочтений и мнений потребителей и их поведение в различных рыночных ситуациях, сегментирование потребителей;
7) конкуренты — цели и задачи, связанные с изучением конкурентов, например, выявление сильных и слабых сторон конкурентов, оценка силы внутриотраслевой конкуренции.
Маркетинговые исследования, как инструмент маркетинга, должны отвечать основным принципам методологии исследовательской деятельности. Выделяют пять принципов методологии маркетинговых исследований:
1) научность (описание, объяснение, изучение и предсказание изучаемых процессов и явлений на основе научно обоснованной методики);
2) системность (присущая исследованию логическая последовательность этапов и действий, определенная структура и иерархия элементов и показателей);
3) комплексность (изучение разных аспектов и закономерностей в их взаимосвязи);
4) оперативность и гибкость (возможность коррекции плана исследований в соответствии с рыночной ситуацией);
5) эффективность (окупаемость затрат на маркетинговые исследования).
· Попробуйте сформулировать свое определение маркетинговых исследований.
· Перечислите основные типы маркетинговых исследований.
· Назовите основные цели и задачи маркетинговых исследований, связанных с изучением элементов комплекса маркетинга 4Р.
· Назовите основные принципы методологии маркетинговых исследований.
· В чем, по-Вашему, выражается комплексный подход к проведению маркетинговых исследований?