Формы государственных займов

По формам государственные заимствования делятся на внутренние (осуществляемые в рублях) и внешние (осуществляемые в иностранной валюте).

Внутренний государственный кредит (внутренний долг РФ на 01.01.2012 – 4190,55 млрд. руб.) может выступать в следующих формах: государственные займы; обращение части вкладов населения в государственные займы; заимствование средств общегосударственного ссудного фонда; казначейские ссуды; гарантированные займы.

Государственные займы характеризуются тем, что временно свободные денежные средства населения и предпринимателей привлекаются на финансирование общественных потребностей путем выпуска и реализации облигаций, казначейских обязательств и др.

Вклады в займы осуществляются через покупку в сбербанке особых ценных бумаг (казначейские сберегательные сертификаты) или рыночных ценных бумаг (облигации, казначейские обязательства), а так же путем оформления безналичных займов (подписание соглашений или договоров, выдача особых свидетельств). Личный вклад осуществляется без права досрочного расторжения.

Средства ссудного фонда характеризуются тем, что государственные кредитные учреждения непосредственно передают часть кредитных ресурсов на покрытие расходов правительства.

Казначейские ссуды выражают отношения оказания финансовой помощи предприятиям органами государственной власти за счет бюджетных средств на условиях срочности, платности и возвратности. Они в отличие от банковских кредитов выдаются на льготных условиях. Они не имеют коммерческой цели и являются средством поддержки жизненно важных для народного хозяйства экономических структур.

Гарантийные займы, в тех случаях, когда правительство гарантирует безусловное погашение займа, выпущенного местными органами. Речь идет об условном – гарантированном займе, по которым правительство несет финансовую ответственность только в случае неплатежеспособности плательщика.

Внешний государственный кредит (внешний долг РФ на 01.04.2012 – 34,8 млрд долл США или 26,1 млрд евро) представляет собой совокупность отношений, в которых государство выступает на мировом финансовом рынке в роли заемщика, кредитора или гаранта. Суммы полученных внешних займов с начисленными процентами, включаются в государственный долг страны.

Предоставление нами внешних займов осуществляется за счет бюджетных средств или специальных правительственных фондов. Основной целью государственных внешних займов является: содействие укреплению экономического потенциала; преодоление финансовых трудностей страны получателя; оказание продовольственной помощи. Во время холодной войны и противостояния двух систем ведущие державы обоих лагерей выдавали кредиты африканским и арабским странам в целях «перетягивания» стран с неопределенным политическим будущим в свой лагерь. Советскому Союзу такая политика обошлась почти в 85 млрд долларов невозвращенных (и проблематичных в будущем) долгов. Однако такие долги не списываются. Классическим примером могут служить долги царской России, которые большевистское правительство отказалось платить. Настойчивость и последовательная политика в частности французских держателей российских ценных бумаг привела к тому, что через 80 лет правительство совершенно другой России обязалось удовлетворить эти долги.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: