Оценка влияния факторов на величину выручки от реализации продукции
На финансовые результаты деятельности организации наиболее ощутимое влияние оказывают изменения в объеме реализации продукции. Изменение выручки от реализации может происходить в следствии:
· изменения объема реализации (в натуральном выражении);
· изменения отпускных цен.
Общее изменение выручки от реализации может быть представлено в виде суммы факторных отклонений:
D N = N1 - Nо = DNq + DNр + DNс
Где:
N1 - выручка отчетного года;
Nо - выручка базисного года;
DNq – изменение выручки в результате изменения объема реализации;
DNр – изменение выручки в результате изменения отпускных цен на продукцию;
DNс – изменение выручки в результате изменения структуры реализации продукции.
Представим выручку (N) как произведение цены реализации (Р) на объем реализации (Q):
N = Р * Q
Nо = Ро*Qо - выручка базисного года;
N1 = Р1 *Q1 - выручка отчетного года.
Оценка влияния изменения объема реализации продукции (при неизменных ценах) на изменение выручки производится следующим образом:
|
|
D Nq = Ро*Q1 - Ро * Qо = Ро(Q1 - Qо) =Ро * DQ
Оценка влияния изменения цены реализации (при неизменном объеме) на изменение выручки осуществляется следующим образом:
DNр = Р1 *Qо - Ро *Qо = Qо*(Р1 - Ро) = Qо *DР
В процессе анализа определяется также влияние такого фактора, как изменение структуры реализации. При этом определяется удельный вес отдельных ассортиментных позиций в общем объеме реализации в базисном и анализируемом периоде, а затем рассчитывается влияние структурных сдвигов на общий объем реализации. Недополученная выручка в результате изменения ассортимента реализованной продукции оценивается отрицательно, а сверхплановая выручка - положительно.
Цена - это сумма денежных средств, за которую продавец согласен продать, а покупатель купить единицу товара или услуги. В денежной форме цена выражает стоимость единица товара. Цена является важнейшим фактором, определяющим финансовые результаты деятельности организации.
В общем виде механизм формирования цены выглядит следующим образом.
Оптовая цена складывается из себестоимости и величины планируемой прибыли (затратный метод ценообразования):
Ц = С + П
Себестоимость определяется как сумма затрат по отдельным видам потребленных производственных ресурсов:
С = М + А + U
Где:
М - стоимость материалов;
А - амортизационные отчисления;
U - затраты на оплату труда.
Установление цен по стадиям ценообразования отражает количественную взаимосвязь между ценами, складывающимися по мере продвижения товаров от производителя к конечному потребителю.
|
|
Схема формирования цен в процессе движения товаров:
1. Цены оптовые изготовителя = себестоимость + прибыль изготовителя;
2. Цены оптовые отпускные = цены оптовые изготовителя + косвенные налоги (акцизы, НДС);
3. Цены оптовые закупки = Цены оптовые отпускные + Посредническая надбавка (издержки посредника, прибыль посредника, НДС посредника);
4. Цены розничные = Цены оптовые закупки + торговая надбавка (издержки торговли, прибыль торговли, НДС торговли).
Группировка цен по их транспортной составляющей осуществляется в зависимости от порядка оплаты транспортных расходов. На практике это отражается в системе франкирования цен. Термин «франко» означает, до какого пункта на пути продвижения продукции от изготовителя к потребителю транспортные расходы включены в цену.
В современной практике ценообразования применяется система цен «франко».
Схема франкирования цен
1. Франко -склад поставщика = цена продукции на складе поставщика;
2. Франко -станция отправления = цена продукции на складе поставщика + расходы по доставке на станцию отправления;
3. Франко -вагон - станция отправления = цена продукции на складе поставщика + расходы по доставке на станцию отправления + расходы по погрузке в вагоны на станции отправления;
4. Франко -вагон - станция назначения = цена продукции на складе поставщика + расходы по доставке на станцию отправления + расходы по погрузке в вагоны на станции отправления + расходы по транспортировке до станции назначения;
5. Франко -станция назначения = цена продукции на складе поставщика + расходы по доставке на станцию отправления + расходы по погрузке в вагоны на станции отправления + расходы по транспортировке до станции назначения + расходы по выгрузке из вагонов на станции назначения;
6. Франко -склад потребителя = цена продукции на складе поставщика + расходы по доставке на станцию отправления + расходы по погрузке в вагоны на станции отправления + расходы по транспортировке до станции назначения + расходы по выгрузке из вагонов на станции назначения + расходы по доставке до склада потребителя.
В условиях рыночной экономики используются две системы цен: регулируемые и свободные.
Регулируемые цены применяются в основном в отраслях с естественной монополией и некоторых других.
Рыночные цены товаров складываются на рынке в результате взаимодействия спроса и предложения. Рыночные цены по условиям их формирования подразделяются на свободные, монопольные и демпинговые.
Свободные рыночные цены складываются под воздействием спроса и предложения в условиях свободной конкуренции.
Монопольные цены формируются в условиях доминирующего положения одного или нескольких субъектов ценообразования. Монопольные цены используются для получения дополнительной прибыли.
Демпинговые цены - это цены, уровень которых сознательно занижен одним или несколькими субъектами ценообразования в сравнении со сложившимся рыночным уровнем цен. Эти цены используются как средство вытеснения конкурентов с рынка и увеличения объема продаж. К ним обычно относят цены ниже издержек производства.
Регулируемые цены складываются в процессе прямого государственного воздействия. Они подразделяются на фиксированные и предельные. Фиксированные цены - цены, установленные в твердо определенной величине. Предельные цены - это цены, ограниченные нижним и верхним пределом, предельными размерами торговых надбавок, предельным уровнем рентабельности.