Анализ влияния объема продукции на величину прибыли
Изменение объема выпуска и реализации продукции оказывает непосредственное влияние на динамику прибыли. В процессе анализа дается качественная и количественная оценка влияния этих факторов.
Общее изменение прибыли в результате совокупного влияния факторов рассчитывается:
DП = П1 – По
Где:
П1 - прибыль отчетного периода;
По - прибыль базисного года.
В наибольшей степени на изменение прибыли оказывают влияние следующие факторы: изменение объема продаж продукции, изменение цен на реализованную продукцию.
Оценка влияния на прибыль изменений в объеме продукции (DПq) осуществляется следующим образом:
DПq = По * К1 - По = По * (К1 - 1),
где:
К1 - коэффициент роста объема реализации продукции.
К1 = С1,о / Со,
где:С1,о - фактическая себестоимость реализованной продукции за отчетный период в ценах базисного периода;
Со - себестоимость базисного года.
Влияние на прибыль изменений отпускных цен на реализованную продукцию (DПр) рассчитывается следующим образом:
|
|
DПр = å p1*q1 - åp0 *q1
где:
åp1*q1 - реализация в отчетном году в ценах отчетного года;
åp0 *q1 - реализация в отчетном году в ценах базисного года.
Влияние на прибыль изменений в структуре продукции (DПстр) рассчитывается следующим образом:
DПстр = Ро*(К2 – К1)
где:
К2 - коэффициент роста объема реализации в оценке по отпускным ценам;
К2 = N1,о / Nо
где:
N1,о - реализация в отчетном периоде по ценам базисного периода;
Nо - реализация в базисном периоде.
Оценка влияния на прибыль экономии от снижения себестоимости (DПс) определяется так:
DПс = С1,о - С1,
где:
С1,о - себестоимость реализованной продукции отчетного периода в ценах базисного периода;
С1 - фактическая себестоимость реализованной продукции отчетного периода.
финансово – хозяйственной деятельности организации
Основные вопросы темы: 1.Роль экономического анализа в разработке
основных показателей планов организации; 2.Основы сметного планирования;
6.1. Роль экономического анализа в разработке основных показателей планов организации
Залогом успешной деятельности организации в условиях рыночных отношений является планирование финансово –хозяйственной деятельности.
Предприятия и организации могут ставить перед собой различные цели в краткосрочном и долгосрочном периоде (максимизация прибыли, минимизация убытков, оптимизация выпуска продукции, завоевание определенной доли на рынке и т.д.). Именно планирование позволяет добиться достижения поставленных целей.
Различают три уровня планирования:
- стратегический;
- тактический;
|
|
- оперативный.
Стратегическое планирование осуществляется на долгосрочную перспективу и подразумевает формулирование целей, задач, масштабов и сферы деятельности организации.
В рамках стратегического планирования обычно выделяют четыре типа основных целей:
1)рыночные (какой сегмент рынка товаров и услуг предполагается освоить, приоритеты в производственно –коммерческой деятельности);
1) производственные (определяется структура производства и конкретные технологии, способные обеспечить выпуск продукции необходимого объема;
2) финансово –экономические (определяются основные источники финансирования и прогнозируемые финансовые результаты);
3) социальные (определяется в какой мере деятельность организации способна обеспечит удовлетворение определенных социальных потребностей общества в целом или отдельных его групп.
Тактическое планирование осуществляется на среднесрочную перспективу (1 –5 лет) и определяет масштабы деятельности и необходимые ресурсы.
Тактическое планирование осуществляется чаще всего в форме бизнес –плана. Бизнес –план – это документ, отражающий в концентрированной форме ключевые показатели, обосновывающие целесообразность хозяйственного проекта и раскрывающий направления деятельности организации.
Бизнес -план - одно из основных средств управления организацией. Он составляется для следующих целей:
· обоснование и осуществление инвестиционных проектов;
· реализация отдельных крупных хозяйственных операций;
· эмиссии ценных бумаг;
· определения перспектив развития фирмы;
· проведения реорганизационных мероприятий;
· финансового оздоровления организации.
Бизнес - план выполняет несколько функций:
1. позволяет использовать этот документ для формирования концепции развития;
2. позволяет осуществлять эффективное планирование деятельности;
3. является основанием для привлечения кредитов и займов;
4. является информационным документов для собственников организации и потенциальных инвесторов и партнеров.
Разработке бизнес –плана предшествует большая аналитическая работа по следующим направлениям:
- анализ информации о внешней среде и потенциальных партнерах;
- прогнозирование положения фирмы на рынке;
- разработка стратегических целей фирмы;
- формулировка концепции бизнеса;
- разработка стратегии поведения фирмы на рынке;
- разработка путей реализации выбранной стратегии.
В состав бизнес- плана входят:
· резюме (краткое, содержательное изложение целей составления бизнес- плана, способов его реализации, необходимых источников финансирования, финансовых результатов);
· описание бизнеса (продукции, маркетинга, конкуренции, производства);
· финансовый план (расчеты экономической эффективности, бюджет денежных средств, прогнозный баланс, расчет основных финансовых коэффициентов);
· организационный, юридический разделы, страхование (учредительские документы, лицензии).
Финансовый план обеспечивает взаимоувязку показателей развития организации с имеющимися ресурсами. Основными задачами финансового планирования являются:
· обеспечение производственной и инвестиционной деятельности необходимыми финансовыми ресурсами;
· достижение экономического компромисса между доходностью, ликвидностью и риском в определении необходимого количества финансовых ресурсов в рамках оптимальной структуры капитала;
· установление рациональных финансовых отношений с хозяйствующими субъектами, банками, бюджетом;
· выявление путей эффективного вложения капитала, оценка степени рационального его использования;
· выявление и мобилизация резервов увеличения прибыли за счет экономного расходования денежных средств;
|
|
· контроль за формированием и расходованием платежных средств;
· соблюдение интересов акционеров и других инвесторов.
Стержневыми разделами финансового плана являются:
· смета объема реализации продукции;
· баланс денежных поступлений и расходов;
· план прибылей и убытков;
· плановый бухгалтерский баланс;
· расчет точки безубыточности продаж товаров.
Основные методы составления бизнес –плана:
1. метод процента от реализации;
2. бюджетное планирование или составление системы взаимосвязанных смет.
Метод процента от реализации.
Суть данного метода в том, что на основе запланированного роста объема продаж, выраженного в процентах, определяются будущие расходы, активы и обязательства, зависящие от объема продаж, объем перераспределения прибыли планового периода. Для сбалансирования величины плановых активов и пассивов устанавливаются суммы недостающих источников финансирования, определяются конкретные способы покрытия потребности в дополнительном финансировании. Затем на базе полученных параметров составляется плановый счет прибылей и убытков, прогнозный баланс, прогноз движения денежных средств.
Этот метод имеет определенные недостатки. Наиболее часто он используется кредитными организациями для прогнозирования финансового положения клиента и для целей предварительной оценки хозяйственных проектов.
Метод бюджетного (сметного) планирования
Данный метод обеспечивает приемлемую точность составления финансового плана и поэтому является основным методом составления бизнес – плана.
Б юджетом, или сметой называется количественный план в денежном выражении, показывающий планируемую величину доходов, расходов и капитал, который необходимо привлечь для достижения поставленной цели, Бюджет организации (главный бюджет) представляет собой систему взаимосвязанных бюджетов. Он включает два блока: систему операционных бюджетов и систему финансовых бюджетов.
В процессе бюджетирования рассчитывается бюджет организации по всей совокупности операционных и финансовых бюджетов и оценивается прогнозное финансовое состояние организации. Если его основные показатели (ликвидность, прибыль, рентабельность) неудовлетворительны, то рассчитываются альтернативные варианты.
|
|
Смета бюджетов используется менеджерами как средство управления деятельностью организации, контроля за реальным состоянием дел.
Существует два подхода к расчетам смет:
1. разработка сметы с «нуля» - применяется в случаях проектирования новой организации или при смене профиля деятельности;
2. планирование от достигнутого – применяется в случаях, когда профиль деятельности не меняется.
Оперативное планирование предназначено для организации текущей деятельности и имеет горизонт не более одного года. Оперативное планирование осуществляется с использованием метода бюджетирования.
Планирование текущей деятельности заключается в составлении генерального бюджета, который представляет собой систему взаимосвязанных операционных и финансовых бюджетов.