Онтология Декарта

Идеализм Декарта.

Гносеология Декарта.

Идеалистический рационализм. Следуя традиции, Декарт разделяет всё человеческое познание на чувственное и рациональное.

Чувственное познание – даёт мнимое знание. Чувства фиксируют в предмете лишь изменения свойств. Отсюда все заблуждения в суждениях, основанных на чувствах.

Рациональное познание – даёт истинное знание. Разум – это способность правильно судить о вещах и отличать истинное от ложного.

Декарт был рационалистом. Он впервые заговорил о высшей форме познания – интуиции.

Интуиция – прямое непосредственное усмотрение истины.

К такому знанию Декарт относил аксиомы логики и геометрии, идеи чисел и существования бога.

Интуитивные идеи являются врождёнными и не приобретаются из опыта, а имеют божественное происхождение.

Они получили название врождённых идей. Признание врождённых идей – главная черта рационалистов.

Главным началом Декарт провозгласил мышление (Cogito ergo sum" – "Мыслю – следовательно существую").

Духовное бытиё по Декарту первее физического (идеалист).

К этой мысли Декарта привёл тотальный скептицизм: "Во всём можно усомниться, кроме того, что я сейчас сомневаюсь". Сомнение – это мысль, а если я мыслю – значит я существую, ибо не может не существовать то, что не мыслит. Это положение Декарт считал непрекословной истиной.

Декарт развивает учение дуализма (due).

Дуализм – равноправность материального и духовного начала (двойственность).

Весь мир Декарт разделял на две противоположных субстанции: материальную и духовную.

Материальная субстанция – природа (она делима). Её неотъемлемым атрибутом Декарт считал протяжённость – т.е. способность занимать определённую часть пространства.

Всё остальное – модусы - не основные свойства (движение, форма).

Духовная субстанция – душа (она неделима). Главный атрибут – мышление, модусы – желания.

Дуализм проявляется в попытке совместить эти субстанции, не имеющие точек соприкосновения. Дух – только мысль, а тело – лишь протяжённо.

Однако человек в жизни демонстрирует единство души и тела.

Декарт объясняет это своеобразно – Бог – творец обеих субстанций, следовательно, все вопросы к нему.

Бог – последняя субстанция, к которой Декарт обращается в затруднительных ситуациях.

Барух (Бенедикт) Спиноза (1632 - 1647)

Барух - голландский философ. Родился в еврейской семье. Первоначальное образование получил в еврейском училище, но это его не привлекало. и он поступил в голландскую школу. Увлекался философией Декарта. В это время усиливаются атеистические настроения Спинозы. За это он был наказан советом раввинов (его приговорили к отлучению и проклятию, т.е. изгнанию из общины навсегда с запретом иметь контакты со всеми евреями (Ему было в это время 24 года). Он уехал в деревню, деньги добывал шлифовкой оптических стекол. От короля Франции Людовика XIV ему было предложена пожизненная пенсия, но при условии, что посвятит хотя бы одно произведение королю. Он отказался. Умер в возрасте 45 лет в нищете.

Сочинения:

"Этика" - отличается оригинальным способом изложения - геометрический способ: в начале даются определения леммы, затем с помощью них доказываются теоремы.

Философия:

Рассматривают проблему бытия. Первоначалом всего сущего является не Бог, а единая субстанция – природа (Спиноза отвергает деизм, заменяя его пантеизмом). Её свойства: бесконечности в пространстве. бесконечность во времени. неподвижность и несотворённость ("cansa sui" - она причина самой себя). "В природе нет творения, но только порождение". Бог для Спинозы не надприродное существо – он как бы растворён в ней.

Формула пантеизма Спинозы: "Бог, или субстанция, или природа". Принцип тождества Бога и природы - есть главная особенность его философии.

Субстанция обладает множеством свойств: протяжённость и мышление - основные атрибуты. В этом Спиноза выступает как материалист.

Модусы - отдельные вещи, предметы, люди. Субстанции и модусы противоположны по своим характеристикам. Субстанция едина, а модусов множество; субстанция бесконечна и вечна, а модусы ограничены в пространстве и во времени; субстанция несёт причину своего существования в самой себе ("natura naturans" - природа творения), а модусы в чём то другом, значит они "natura naturata" – природа сотворённая.

В мире нет ничего, кроме субстанции, которая существует в единстве своих атрибутов и модусов. "Всё это субстанция, субстанция это всё» (Спиноза).

Гносеология:

Спиноза - рационалист. Он выделяет 3-и способа познания: чувственное (познание единых вещей, оно не совершенно), рациональное (это даёт истинное значение), интуитивное.

Спиноза был фаталистом - нет случайных предметов в мире.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: