Объекты и принципы контроля, полномочия органов, осуществляющих проверки

Функциями госконтроля наделены практически все федеральные органы государства, проверяющие различные направления производственной и хозяйственной деятельности.

Контрольная функция по своему содержанию включает в себя 3 элемента:

1. получение необходимой информации

2. анализ и оценка информации

3. реагирование на выявленные отклонения от установленных правил и требований

Контрольная деятельность имеет непосредственную и конечную цели. Непосредственной целью контроля является предупреждение и пресечение нарушений общественных отношений, а также требований по качеству изготавливаемой продукции или услуг. Конечная цель контроля совпадает с теми целями, которые преследует само правовое регулирование деятельности.

Под объектами контрольной деятельности следует понимать определенные общественные отношения, связанные с выполнением каких-либо правил, обязанностей или требований.

Важнейшими объектами контроля являются:

1. соблюдение установленных законами и иными нормативными правовыми актами правил осуществления того или иного вида деятельности. К правилам осуществления деятельности относятся установленные нормативными актами тарифы, ставки, квоты в соответствующем виде деятельности.

2. соблюдение установленных требований по качеству и свойствам товаров и услуг, а также соответствие товаров объявленным свойствам

3. соблюдение физическими и юридическими лицами определенных обязанностей, возложенных на них нормативно-правовыми актами (уплата страховых взносов, налогов и сборов).

Контролирующие органы необходимо отличать от правоохранительных. Контрольные функции имеют практически все правоохранительные органы, включая суды. Но наличие контрольных функций само по себе не дает оснований относить правоохранительные органы к разряду контролирующих. Они имеют преимущественно юрисдикционные функции и большие властные полномочия. Функции и полномочия контролирующих органов носят главным образом управленческий, общепредупредительный и обеспечительный характер и направлены на реализацию установленного порядка отношений.

Общие принципы контрольной деятельности представляют собой прямо закрепленные в нормативных актах или вытекающие из них положения, которые определяют важнейшие свойства этой деятельности. Прямого закрепления в законодательстве какого-либо перечня общих принципов контрольной деятельности не существует. Их совокупность выводится на основе научного обобщения и анализа нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность контролирующих органов и организаций. Общие принципы контрольной деятельности:

1. осуществление контрольной деятельности исключительно в пределах и порядке, установленных законом или нормативным актом.

2. законность, объективность и справедливость при осуществлении контрольной деятельности.

3. осуществление контрольной деятельности на основе равенства всех перед законом.

4. соблюдение прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц в процессе осуществления контрольной деятельности.

5. верховенство судебной власти в осуществлении контрольной деятельности (наиболее существенные меры принуждения применяются судом, им же разрешаются споры между субъектами общественных отношений и контролирующими органами).

6. гласное осуществление контрольной деятельности, кроме случаев, требующих сохранения тайны, охраняемой законом.

Общие условия контрольной деятельности представляют собой прямо закрепленные в законе или вытекающие из него положения, которые определяют благоприятные правовые предпосылки контрольной деятельности, обеспечивающие ее эффективность:

1. формирование контролирующих органов исключительно на правовой основе (никакие органы не могут быть созданы без соответствующего нормативно-правового постановления компетентного органа власти либо присвоить себе контрольные функции по своему волеизъявлению).

2. специализация государственных органов в осуществлении различных видов контроля (она обеспечивается путем разграничения компетенции контролирующих структур и служит повышению качества и эффективности контроля).

3. правовая урегулированность контрольной деятельности (нормативные правовые акты четко определяют функциональные обязанности и полномочия контролирующих структур, в том числе способы контроля, формы и пределы регулирования выявленных нарушений).

4. возложение в законодательном порядке на граждан организации определенных обязанностей по содействию контрольным органам (ведение учетов, предоставление отчетов и разного рода сведений).

5. возможность привлечения граждан и организаций для содействия в осуществлении контрольной деятельности (в качестве понятых, специалистов, экспертов).

6. поднадзорность всех видов контрольной деятельности (она обеспечивается надзором за законностью и обоснованностью действий и решений контролирующих структур, которые осуществляют судебные органы, прокуратура и другие правоохранительные органы).

7. свобода обжалования и решений контролирующих органов (обжалование допускается как в вышестоящие контролирующие структуры, так и в правоохранительные органы – прокуратуру, суд).

8. юридическая ответственность контролирующих органов, их должностных лиц за вред, причиненный неправильными действиями.

9. повышенная правовая защищенность должностных лиц контролирующих органов и организаций (она включает в себя административную и уголовную ответственность за посягательство на этих лиц в связи с исполнением ими служебных обязанностей, специальные меры по обеспечению их безопасности)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: