Общая система контролирующих органов и организаций включает:
1. государственные органы федерального значения
2. государственные органы регионального значения
3. негосударственные контролирующие организации
4. международные контролирующие организации
Государственные контролирующие органы федерального значения с учетом содержания и характера их деятельности можно и целесообразно классифицировать и рассматривать по следующим сферам общественных отношений:
1. государственного управления (Главное контрольное управление Президента РФ, счетная палата РФ, министерство по налогам и сборам, департамент финансового контроля и аудита);
2. здравоохранения и обеспечения безопасных условий жизни (государственная служба санитарно-эпидемиологического надзора РФ, служба ветеринарного надзора РФ, государственный комитет РФ по охране окружающей среды, федеральная служба лесного хозяйства РФ, министерство транспорта, министерство природных ресурсов РФ);
3. труда и социального обеспечения (государственная трудовая инспекция, государственная жилищная инспекция, пенсионный фонд, фонд социального страхования, фонд обязательного медицинского страхования, государственный фонд занятости населения РФ);
|
|
4. финансово-кредитных отношений и страхования (счетная палата Федерального Собрания РФ, ЦБ РФ, департамент финансового контроля и аудита, департамент страхового надзора);
5. экономики, промышленности, сельского хозяйства и торговли (министерство экономики, министерство государственного имущества, федеральная комиссия по рынку ценных бумаг, министерство по антимонопольной политике, федеральная служба России по финансовому оздоровлению и банкротству, федеральная служба России по валютному регулированию и экспортному контролю, федеральная энергетическая комиссия и др.);
6. образования и культуры (министерство образования РФ, министерство культуры РФ, министерство по делам печати, телерадиовещанию и средств массовых коммуникаций РФ);
7. связи и информатики (федеральная служба госнадзора за связью, федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте РФ).
К числу контролирующих органов регионального значения относятся такие, которые не являются структурными подразделениями федеральных органов, в формируются и функционируют на уровне субъектов федерации и местного самоуправления. Причем в качестве контролирующего органа может выступать и сам орган исполнительной власти.
Из числа контролирующих органов субъектов РФ прежде всего следует назвать контрольно-счетные палаты, которые осуществляют контроль за правильным пополнением и расходованием бюджетных и внебюджетных средств субъекта. Некоторые контролирующие органы в субъектах федерации действуют в связи с необходимостью осуществления контроля за использованием, потреблением и оплатой различного рода коммунальных услуг населением. К таким относятся органы энергонадзора и водообеспечения.
|
|
По отдельным видам деятельности контрольные функции органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления вытекают из полномочий, предоставляемых им федеральными нормативно-правовыми актами. В соответствии с ними таким органам предоставляются, например, право лицензирования отдельных видов деятельности, причем особенно широко с сфере торговли и оказания услуг населению. В подобных случаях в роли контрольного органа выступают либо непосредственно исполнительный орган власти, либо специально созданные и уполномоченные им органы. Примером последних могут служить лицензионные палаты, которые созданы во многих субъектах РФ.
Негосударственные контролирующие организации:
1. союзы потребителей
2. профессиональные союзы
3. аудиторские организации
4. общественные объединения
Международные контролирующие организации. Международные контролирующие органы – это исполнительные структуры ООН и Европейского союза. Органы секретариата ООН осуществляют контроль за соблюдением государствами-членами ООН международных актов, принятых генеральной ассамблеей ООН. Органы Совета Европы осуществляют контроль за соблюдением международных актов Европейского Союза.
Наличие у государственного органа или негосударственной организации определенных контрольных функций определяет их компетенцию как контролирующего органа или организации. Компетенция (функциональные обязанности) контролирующего государственного органа обычно определяется основным нормативным правовым актом о конкретном органе или соответствующем виде деятельности – кодексом, законом, положением.