Механизм государственного регулирования экономики

Формы государственного регулирования:

- Система государственного планирования;

- Система государственного финансового регулирования (государственного финансирования)

- Система государственного предпринимательства

- Рынок государственного заказа (иногда включают в 3 форму)

Система государственного планирования

Рассмотрим отдельно для стан с командной и рыночной экономикой.

В рамках стран с командной экономикой планирование имеет обязательный характер и отличается директивностью. Выполнение государственных плановых заданий обязательно для всех хозяйствующих субъектов до которых эти задания доведены. Это было в СССР, странах социалистического лагеря, где планирование носило тотальный, всеобъемлющий характер.

Что же касается стран с рыночной экономикой, то здесь, как правило, не является столь жёстким. Практически любая страна, развивающаяся по рыночному пути, так или иначе занимается вопросами государственного планирования и занимается ими весьма серьёзно, как общеэкономическим, так и по отдельным отраслям. Не без основания полагая, что только государственное регулирование способно обеспечить каких-то оптимальных экономических пропорций воспроизводства, предотвратить и преодолеть кризисные процессы в экономике. Но планирование в странах с рыночной экономикой носит не директивный характер, как правило, а индикативный, рекомендательный. Выполнение государственных планов, программ экономического развития, обеспечивается не с помощью приказов, а с помощью селективного поощрения участников процесса планирования. Суть в том, что хозяйствующие субъекты не обязаны выполнять задания государственных программ, за исключением предприятий государственного сектора. Тем не менее государство определённым образом нацеливает субъектов на выполнение государственных заданий, планов и программ государственного развития. Нацеливание осуществляется не силовыми способами, а с помощью методов экономического стимулирования. В том случае когда государство заинтересованно, чтобы какие-то предприятия выполняли государственные планы оно, доводя их до исполнителей заинтерисовывает их, при этом у рыночных субъектов остаётся право действовать по своему усмотрению. Государство стремиться сделать так, чтобы субъектам было выгодно выполнять планы, поскольку государство предоствляет в этом случае им различные льготы, прежде всего налоговые (освобождение по целому ряду позиций или уменьшение налоговых ставок), могут получать дотации, субвенции и субсидии из государственного бюджета, выгодные государственные заказы и иметь гарантированный рынок сбыта своей продукции, им могут устанавливаться ускоренные нормативы амортизации, вследствие чего предприятие может уменьшить и налог на прибыль и быстрее обновить своё оборудование. В этих условиях предприятию просто выгодно работать по государственному заданию.

В любой рыночной стране существуют даже государственные органы, которые на государственном уровне занимаются вопросами экономического планирования. Например, в США это Совет экономических консультантов, Министерство экономики в Англии, Межминистерский комиссариат по вопросам планирования во Франции, Министерство экономического развития и торговли в России (зачем здесь торговля непонятно, нужно отдельно выделять сферу обращения). Эти органы разрабатывают национальные проекты, программы, прогнозы как долгосрочные (свыше 10 лет) так и среднесрочные (от 3 до 10 лет), краткосрочные (менее 3-х лет) на уровне всего народного хозяйства. Великое Японское чудо 60 и 70-х гг. во многом определялось тем, что японцы встали на путь пятилетнего планирования. Ещё в 1955 г. правительство Хотоямо, разработало пятилетний план развития Японской экономики. И далее каждую пятилетку они разрабатывали национальную программу экономического развития, что позволило сконцентрировать ресурсы, скоординировать деятельность частного бизнеса и государства в вопросах проведения радикальной экономической реформы. Китай достиг больших успехов в области государственного планирования, вообще это государство выбрало хороший путь экономических преобразований. Оно пошло по пути постепенного преобразования экономики начиная ещё с Ден Сяо Пина 1979 г. был взят курс на проведение 4-х модернизаций, в 1982 г. 13 съезд коммунистической партии Китая призвал заимствовать иностранный опыт рыночных отношений. В 1987 г. следующий съезд углубил эту линию. В Китае очень удачно сочетается централизованное плановое управление экономикой и расширение рыночных отношений. Причём всё это не методом шоковой терапии как в России осуществлялось, а путём постепенного подчинения рыночным отношениям вопросов государственного управления. Государственное управление главное для них, но всё активнее во всех сферах развиваются рыночные отношения. Они не проводили обвальную приватизацию, не бросали предприятия и граждан один на один перед лицом рынка, они постепенно, за счёт государственных вливаний оздоравливали экономику. Сначала был приватизирован малый и средний бизнес. Потом возрастающие доходы от малого и среднего бизнеса способствовали нарастанию доходов бюджета, эти бюджетные ресурсы направлялись на модернизацию тяжёлой промышленности, крупного бизнеса. Крупный бизнес приватизируется после того как государство обеспечивает достаточно высокий уровень его развития, привлекая в том числе и иностранный капитал для развития крупного бизнеса, создавая особые экономические районы, особые экономические зоны. Конечно, у них была другая ситуация. У нас экономическая реформа проводилась в условиях политической нестабильности, в условиях так называемой политической демократии, политического плюрализма. В условиях активной политической борьбы каждое последующее поколение политиков ощущала себя своего рода временщиками. Они же не долго находились у власти, особенно это касается органов исполнительной власти. В Китае существовала и существует монополия одной партии, что формирует некую политическую стабильность. Эта политическая стабильность в свою очередь позволяет сбалансировано проводить экономические реформы. «Шоковая терапия» в России была связана с тем, что каждое поколение политиков стремилось лучшим образом проявить себя за короткий период пребывания у власти и обогатится за счёт этого пребывания у власти. А так как времени было мало и для того и для другого, в этих условиях принимались радикальные методы воздействия на экономику, радикальные способы экономического регулирования. Если была бы стабильность, возможно этот процесс был бы более продуманный и были бы сняты острые противоречия, ошибки, последствия которых мы переживаем до сих пор.

Существуют даже международные органы, занимающиеся вопросами прогнозирования, планирования в странах с рыночной экономикой. Например, ООН. Есть специализированные органы, которые только тем и занимаются, что составляют обоснованные всесторонние прогнозы не только развития мировой экономики, но и политических систем современного мира и других процессов. Например, Римский клуб, который представляет из себя объединение бизнесменов, политиков, учёных, которые занимаются тем, что всесторонне анализируя состояние современного мира разрабатывают обоснованные прогнозы развития. К этим прогнозам прислушиваются и представители финансовой олигархии и политической элиты современного общества.

В СССР были достигнуты выдающиеся успехи в области народно-хозяйственного планирования, у нас также существовали 5-летние планы, при Хрущёве некоторое время существовали 7-ми летние планы, но это длилось недолго. Анализируя практику использования планового механизма в СССР, делаем вывод, что с одной стороны централизованное, жёсткое, директивное планирование способствовало, безусловно, решению многих проблем и задач, освободило экономику от кризиса, установила чёткие пропорции между различными отраслями, не было недопроизводства и перепроизводства, создавалась сбалансированность экономики. Но при этом сама централизованная плановая деятельность рассматривалась как некая самодавлеющая задача, и планирование преследовало своей целью не столько поддержание оптимальных пропорций в экономике, сколько решалась задача поддержания процесса функционирования самого планового механизма. Поскольку централизованное планирование, сам механизм позволял подчинять себе всё общество и способствовал реализации поставленных задач. Главное, чтобы был Госплан, были отраслевые планы, чтобы их выполнение было обязательным, не важно какие это планы – точные или неточные. Очень многие планы корректировались, не выполнялись.

- Система государственного финансового регулирования (государственного финансирования)

Примерно тоже самое можно сказать и о системе финансового регулирования. В рамках стран с командной экономикой существует жёсткое, централизованное финансовое управление экономикой. Это означает, что в экономике господствуют вертикальные финансовые потоки, подавляющая часть ВНП распределяется централизованно. Например, получаемые предприятием доходы уходят вверх, а потом ему же распределяются сверху. Предусматриваются максимальные ограничения финансовой деятельности для предприятий и граждан.

В рамках стран с рыночной экономикой централизованное финансовое регулирование носит не столь всеобъемлющий характер. На долю средств централизованного бюджетного финансирования приходится от 20% до 50% но не более того. Здесь государство управляет экономикой через систему государственного бюджета занимающего важную, но не исключительную роль в процессе финансового регулирования.

Рычаги финансового регулирования в странах с рыночной экономикой:

1. Система государственного бюджетного финансирования.

2. Налоговая система (неразрывно связана с 1)

3. Использование госбанковского финансирования (через эту систему государство выходит на рынок кредитно-финансовых услуг и участвует в процессе их оказания. Госбанк здесь действует как инструмент проведения государственной финансовой политики, как средство макроэкономической финансовой стабилизации, а не как частная лавочка, озабоченная максимизацией своих коммерческих интересов.

4. Государство регулирует финансовые нормативы, используемые в процессе хозяйственной деятельности – цены на услуги государства, таможенные платежи, установление заработной платы для работников бюджетных отраслей, регулирование норм амортизации основного капитала народного хозяйства, что позволяет воздействовать на уровень обновления техники, развитие научно-технического прогресса. Регулирование нормативов фискального изъятия средств в пользу государства – штрафы, пени и т.д., которые во многом устанавливаются на общегосударственном уровне. Также устанавливаются различные выплаты – пенсии, стипендии и т.д.

- Система государственного предпринимательства

Государственное предпринимательство можно рассматривать в двояком смысле слова. Во-первых, государственное предпринимательство – это предпринимательская деятельность самого государства, как совокупности органов государственной власти и управления. Когда государство использует в коммерческом режиме государственную собственность, занимается приватизацией – продаёт частным инвесторам, когда осуществляет закупки продукции, товаров и услуг для общегосударственных нужд, государство ведёт себя как рыночный покупатель в этих условиях. В узком смысле слова государственное предпринимательство предполагает создание государством специального государственного сектора, представленного государственными организациями, предприятиями, учреждениями, которые получая имущество на условиях хозяйственного ведения или оперативного управления от государства занимаются предпринимательской деятельностью на базе государственной собственности и в рамках государственного сектора экономики.

Государственный сектор экономики существует в любом государстве и государственные предприятия есть везде. Конечно, в странах с командной экономикой государственный сектор является абсолютно доминирующем. В рамках стран с рыночной экономикой доля государственного сектора зависит от многих национальных особенностей. Например, в США доля государственного сектора составляет не более 5% от общего объёма экономики, в Скандинавских странах эта доля значительно выше и приближается к 30-40%, традиционно высокий удельный вес государственного сектора во Франции, Японии, где активно развиваются кооперативные предприятия, принадлежащие самим работникам и особенно в Италии. В рамках стран с рыночной экономикой государственные предприятия создаются в тех отраслях, куда не идёт частный бизнес, заинтересованного в постоянном увеличении прибыли. Это капиталоёмкие, наукоёмкие отрасли, которые требуют огромных, особенно первоначальных затрат для своего развития, пока отрасль не выйдет на стадию эффективного коммерческого функционирования, после чего нередко происходит их приватизация. Как например авиакосмическая промышленность США, которая изначально развивалась на базе госсобственности, а затем постепенно была приватизирована. Государственные предприятия также создаются в капиталоёмких отраслях, которые вообще не способны выйти эффективной коммерческой эксплуатации. Например, экологические производства, связанные с поддержанием природного равновесия, поскольку вложенные туда средства не окупаются в строго рыночном, коммерческом смысле этого слова.

- Система государственного заказа (иногда включают в 3 форму)

Государство через систему госзаказов заказывает у соответствующих субъектов, в том числе и частных предпринимателей определённую продукцию, работы, услуги, необходимых для удовлетворения каких-то общегосударственных потребностей. Через систему государственного заказа государство приобретает вооружение, необходимое для армии, медицинское оборудование для медицинских учреждений, научное оборудование для научных и учебных учреждений, технику и оборудование для функционирования органов государственной власти. При этом предполагается, что государственные заказы должны размещаться на конкурентных, рыночных условиях, из всего многообразия потенциальных исполнителей заказа выбрать тех, кто сможет наиболее эффективно справиться с заказом. Во многих случаях так и происходит, но очень часто государство, формируя рынок государственного заказа и распределяя на рыночных условиях государственные заказы встаёт на путь «квази» рыночного регулирования. И распределяет государственные заказы не среди тех, кто предлагает наиболее эффективные условия их реализации, а среди тех, кто проявляет наибольшую лояльность по отношению к государственным органам и предложить государству наиболее выгодные условия сотрудничества. Рынок госзаказа это чрезвычайно выгодный, динамично развивающийся сегмент, но именно этот сегмент рынка, в той же мере, что и рынок банковских услуг, даже большей, теневой сегмент рыночных отношений, хотя бы потому, что здесь обе стороны проявляют заинтересованность в различных теневых схемах, и он очень привлекательный как для государства, так и для исполнителей госзаказа.

Для государства выгодность этого рынка заключается в том, что по идее государство получает необходимую продукцию, работы, услуги по наиболее выгодным условиям через конкурсное распределение государственного заказа. Но с другой стороны возможность выбора, альтернативность размещения госзаказа всегда создаёт для государства соблазн каким-то образом получить персональную выгоду для государственных чиновников от размещения заказов. И здесь, как правило, государство договаривается с теми исполнителями, выбирает их, которые способны предложить конкретным лицам, представляющим органы государственной власти, наиболее выгодные условия не с точки зрения затрат и эффективности, а с точки зрения формирования так называемых чиновничьих откатов. Например, существует государственный заказ, который утверждён с помощью специальной государственной программы, восстановления центра старинного русского города к его юбилею. Государство выделяет под этот заказ 100 млн. рублей. У него есть выбор, кому поручить реставрационно-восстановительные работы. Выберут тех, кто обеспечит наибольший откат государственным чиновникам, принимающим решение о том, кто будет выполнять этот заказ. Чиновники говорят примерно так, что вы получаете от на 100 млн., на 90 млн., но в пределах 100 млн. сметы потратите на проведение работ, а 10 млн. в той или иной форме отдадите нам, которые выбрали именно вас, хотя могли выбрать других исполнителей. Выбрали потому, что исполнитель согласился с этими правилами игры, другие могли отдать только 8 и то при определённых условиях. Здесь возникает проблема, поскольку реально использовать можно только 90 млн., а работу выполнить на 100 млн. Здесь начинаются различного рода фальсификации, двойная бухгалтерия, когда работы выполняются на 90 млн., а потом на неком среднем звене, например, на уровне прораба работы переписываются на 100 млн. Эти 10 млн. можно откатить и на относительно законных основаниях, например, заплатив какому-то фиктивному субподрядчику, который потом обналичит эту сумму, но чиновники редко идут на такие усложнённые схемы, хотя для исполнителя они более чистые, когда просто выплачивается 10 млн. какому-то фиктивному субподрядчику, который якобы выполнил какие-то работы по углублению фарватера городского порта, например. Хотя никакие работы на самом деле не производились, просто баржу на 1 день загнали, водолазы поплавали, т.е. видимость показали, что работы производились. Тем более, что во многих случаях отсутствуют карты форватера и очень сложно установить, проводились работы или нет. Но чиновники заинтересованы в том, чтобы схемы были как можно более ресурсосберегающими, наиболее простые, без сложностей.

Здесь степень коррупционности наиболее высокая сейчас. Например, скандал с фондом обязательного медицинского страхования, пенсионным фондом, где 70 млр. дефицит образовался, что свидетельствует о нецелевом использовании средств пенсионного фонда.

Очень частый вариант теневого поведения, когда государство, выбирая себе своего исполнителя по заказу, одновременно искусственно, намного переплачивает исполнителю за выполняемые работы, услуги, производимую продукцию с целью, чтобы большая часть переплаты забрать от исполнителя заказа в виде того же отката. Например, есть заказ на поставку автомобилей для чиновников какого-то государственного учреждения стоит 1 млн. руб, а в договоре указывается, что государство заплатит за это не 1 млн., а 1 млн. 200 тыс., хотя исполнитель реально закупит на 1 млн., а эти 200 тыс. возможно даже уйдут за рубеж, в ту компанию, которая по импорту будет поставлять автомобили. А там эти 200 тыс. осядут на оффшорных счетах, с которых чиновники смогут снять деньги.

Это исключительно криминальный сегмент, но исключительно выгодный, как для государства, так и для исполнителей. Выгода исполнителей в том, что несмотря на откаты и другие неудобства, это гарантированные рынок сбыта, им не нужно решать проблему кому, на каких условиях, за сколько продавать. Это же очень сложная проблема и найти покупателя, определить условия очень сложно. Кроме того, во многих случаях государство для тех, кто выполняет госзаказ обеспечивает льготный выход на рынок сырья и трудовых ресурсов – предоставляют льготные кредиты, прямое финансирование из госбюджета. это предопределяет заинтер, чтобы биться за го. В РФ очень острая конкуренция, что побудило органы государственной власти и управления принять специальные законы по сертификации и лицензированию поставщиков товаров, работ и услуг для государственных нужд. Чтобы стать участником системы госзаказа, необходимо предварительно пройти процедуру сертефицирования и лицензирования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: