Основные цели и задачи государственного регулирования

Главная цель государственного вмешательства в экономику, государственного регулирования экономики заключается в создании здорового процветающего общества, жизнеспособного, эффективно развивающегося социального организма. Данная цель включает в себя несколько локальных задач.

Здоровое процветающее общество это, прежде всего, здоровая экономика. Это мощная социальная сфера, стабильная политическая система, наличие консолидирующей национальной идеи, это высокий уровень духовного, нравственного здоровья нации. Наличие социальной справедливости, не уравниловки, а равных возможностей граждан обеспечить своё собственное процветание и процветание общества.

Для нас главное – формирование здоровой и процветающей экономики. Что это значит?

- Устойчивый экономический рост. Рост ВНП, валового национального дохода, рост основных макроэкономических показателей. Сейчас в РФ рост ВВП составляет 7% в год, за октябрь 8,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, но по итогам года будет 7%. Это достаточно высокий показатель, но сами статистические показатели роста ещё не говорят о том, чем этот рост определяется и какого его наполнение. А у нас экономический рост за счёт благоприятной конъюнктуры на рынке углеводородного сырья, а не из-за того, что экономика динамично развивается

- Неуклонное повышение благосостояния, рост реальных доходов населения при условии социально справедливого распределения этих доходов и при отсутствии высокой, социально опасной степени поляризации этих доходов между отдельными социальными группами. Не просто рост доходов и повышение благосостояния, а сбалансированный рост, не позволяющий образоваться чрезмерным имущественным разрывам между отдельными категориями населения.

- Развитие производства, развитие производительных сил, ускорение научно-технического прогресса, повышение инновационного потенциала экономики, они закладывают фундамент будущего экономического благосостояния. Ведь невозможно жить и развиваться только за счёт газовой или нефтяной трубы, необходимо развивать высокие технологии, производство и тогда мы сможем уверенно смотреть в будущее, заинтересовывать других в сотрудничестве с нами

- Здоровая экономика – это сбалансированная экономика, бескризисно развивающаяся в рамках которой отсутствуют губительные для неё диспропорции, имеет встроенные механизмы антикризисного регулирования.

Для создания здоровой экономики первоочередное значение приобретает разработка эффективной государственной экономической стратегии и эффективной экономической политики государства. Стратегия – это долговременная программа экономического развития в направлении процветающей экономики. Экономическая политика – это совокупность текущих мероприятий по достижению стратегических целей. Стратегия – это долговременный инструмент, политика – текущий инструмент для реализации экономической стратегии. В нашем государстве пока ещё отсутствует чёткая, непротиворечивая долговременная экономическая стратегия и связанная с ней экономическая политика. И стратегия и политика формируются у нас под воздействием предвыборных интересов различных властных структур, нежели под воздействием реальных интересов оздоровления российской экономики. Но в последнее время предпринимаются попытки создания единой, социальной консолидирующей экономической государственной стратегии. Например, Вован всё больше и больше говорит о том, что нужно перейти от решения частных, локальных проблем к созданию каких-то стратегических приоритетов, к реализации каких-то стратегических целей и задач, разрешения инвестиционных проблем, которые позволяют создать задел на завтрашний день. Но пока, к сожалению, это внесистемные разговоры и говорить о том, что в России существует национально ответственная, патриотичная экономическая стратегия и экономическая политика государства нельзя.

Экономическая стратегия, а в след за ней экономическая политика должна предусматривать создание оптимальной структуры народного хозяйства, экономики, сбалансированной структуры экономики. Это должен быть живой организм в рамках которого органы, составляющие данный организм надлежащим образом соответствуют и взаимодополняют друг друга. Когда нет гипертрофированного развития каких-то одних органов, за счёт ущемления интересов других органов. Необходимо создать сбалансированную, гармоничную структуру народного хозяйства. К сожалению, существующая структура экономики в России далека от своего совершенства. Это выражается в том, что за годы реформ в России гипертрофированное развитие получили спекулятивные сферы экономики, прежде всего финансовая сфера и торговля. Именно туда, особенно в первые годы реформ ушли основные капиталы и остались там без возвращение в другие сектора экономики. Данные сегменты по-прежнему являются привлекательными, поскольку там можно получить быстрые доходы. Там не нужно инвестировать на длительное время денежные средства, торговля операции на финансовом, фондовом рынке позволяют быстро вернуть деньги, но здесь доходы только перемещаются и ничего не создаётся. Это объяснимо с точки зрения инфляции, которая по-прежнему сохраняется в нашей экономике, но трудно объяснимо с позиции завтрашних интересов нашего общества. Если вкладывать только в сферы, где ничего не производится, мы обречены стать государством второго сорта, попадающем в технологическую и другую зависимость по отношению к другим странам. Задача заключается в том, чтобы обеспечить перелив ресурсов из гипертрофированно раздутых финансовой и торговой сфер в другие сферы испытывающие недостаток ресурсов для своего развития и которые очень важны с точки зрения будущего. Речь идёт о сферах реального сектора экономики, которые испытывают дефицит инвестиционных ресурсов. Известное исключение составляет только сырьевой сегмент реального сектора, который получает не только ресурсы от российских инвесторов, но и от иностранных по понятным причинам. Опережающими темпами развивается низкотехнологичный сырьевой сегмент реального сектора, ведь вложение средств туда позволяет получить высокий доход от сырья, пользующего устойчивым спросом на мировых рынках. Что же касается высоких технологий, электроники, машиностроения, автомобилестроения, приборостроения, авиастроения и многих других отраслей, то здесь наблюдается совершенно вопиющий дефицит ресурсов для развития указанных сегментов. Это, пожалуй, наиболее серьёзная структурная деформация российской экономики. Сегменты, от которых зависит жизнеспособность, конкурентоспособность российской экономики даже в самом ближайшем будущем не получают средства для своего развития. В то время как средства динамично растущего стабилизационного фонда вкладываются в ценные бумаги иностранных государств. Это чуть ли не преступление против национальной экономики использования сверхдоходов от благоприятной экономической конъюнктуры, сложившейся на мировом рынке. Надо незамедлительно эти ресурсы вкладывать в национальную экономику, но не просто, например, в обеспечение прироста углеводородного сырья, а вложение этих средств в реальный сектор, прежде всего высокотехнологичный сегмент. Не нужно отказываться от финансирования торговли, финансовой сферы, просто всё должно быть сбалансированным. Должно и сырьё производиться, но его не надо продавать на стадии первичной переработки, а надо обработать, а потом продавать, если хотим получить доходы от экспорта. Как Вован недавно сказал, что мы не будем продавать кругляк хвойных пород за границу, а будем продавать изделия деревообработки. Понятно, что это выгодней для нас, поскольку здесь за переработку мы платим отечественным производителям, а если просто продавать кругляк, доходы за переработку получают иностранные производители и деньги уходят из страны. А задача не только в том, чтобы грамотно распределить ресурсы между различными отраслями, а ещё и в том, чтобы воспрепятствовать уходу ресурсов из страны и сделать максимум для того, чтобы денежные средства остались в нашей стране и работали в ней, обслуживая интересы её технологического, инновационного развития, чтобы быть развитой в технологическом плане страной. Тогда инвестиции к нам пойдут и куда надо пойдут. Тогда благосостояние повысится и национальная идея появится. Тогда всё будет нормально, поскольку экономика это основа основ и если создать сбалансированную структуру народного хозяйства, здоровый организм, тогда мы обречены стать великой державой. Но если раньше мы были сверхдержавой потому что нас боялись, то потом мы станем сверхдержавой, потому что нас будут уважать и в нас будут видеть нормального партнёра, который способен принести пользу другим не забывая о своих интересах.

Мало создать оптимальную структуру народного хозяйства, надо ещё в рамках каждой отрасли народного хозяйства точки экономического роста, которые вели бы за собой предприятия отрасли и постепенно превращались в локомотивы развития отрасли. Для того, чтобы создать эти точки и обеспечить развитие отраслей на базе этих точек, требуется насытить эти точки инвестициями. Тут как раз, особенно на первоначальном этапе насыщения, призвано сыграть государство, которое должно обозначить оптимальную структуру экономики, затем точки роста в каждой отрасли, например, Зеленоград – национальный центр развития информационных технологий, а затем насытить инвестиционно. Конечно, государство не сможет в полной мере обеспечить инвестиционное насыщение всех отраслей и точек экономического роста, здесь государство должно дать старт, а затем в эти точки должны прийти частные инвесторы, в том числе и зарубежные. Они туда придут, поскольку государство уже дало старт и с помощью различных механизмов просто заинтересует соответствующих субъектов в том, чтобы они пришли – с помощью рынка госзаказа, льготных кредитов, ускоренной амортизации, налоговые льготы. Только тогда произойдёт оздоровление экономики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: