Состав операционной системы и ее основные функции

Структура технического обеспечения

Классификация и основные характеристики ПО

Программное обеспечение

Любой компьютер состоит из технического обеспечения (hardware) и функционирует, решает задачи с помощью программного обеспечения (software).

Структура программного обеспечения достаточно сложна и неоднозначна. Эта структура несколько условная и производит классификацию программного обеспечения нестрого и только по назначению программ, хотя есть и другие критерии эффективности программного обеспечения (дружественность пользователю, тип использования и т.д.).

Приведем структуру ПО:

1. Базовое программное обеспечение (ПО).

1. Системное ПО - программы обеспечения взаимодействия пользователя и компьютера).

1. Операционные системы (ОС) - программы ОС (отладчики, загрузчики и т.д.).

2. Программы обеспечения связи с устройствами (драйверы).

3. Инструментальное ПО (программы для массовой разработки других программ).

1. Трансляторы с языков программирования.

2. Интерфейсные системы – программы обеспечения дружественного интерфейса.

3. Проблемно-ориентированные инструментальные системы (САПР, АСУ, АРМ и др.).

2. Прикладное ПО - программы обеспечения решения прикладных задач пользователя.

· Автономные программы (программы, не связываемые с другими из прикладного ПО).

· Библиотеки программ (программы, организованные по принципу библиотек книг).

· Пакеты прикладных программ, ППП (проблемно-ориентированные прикладные системы).

· Интегрированные пакеты прикладных программ - системы, состоящие из связываемых ППП).

3. Специальное (уникальное) ПО - программы, используемые для решения уникальных проблем).

Структура технического обеспечения приведена ниже и также является условной и классифицирует техническое обеспечение только по назначению.

Приведем эту структуру (некоторые блоки могут интегрироваться в другие, например, видеопамять – в блок микропроцессора).

1. Базовое техническое обеспечение (ТО):

1. Микропроцессор.

2. Постоянная ("вшитая") память – ПЗУ.

3. Оперативная ("адресуемая пользователем") память – ОЗУ.

4. Регистровая память (аппаратная кэш-память).

5. Видеопамять (часто интегрируется в блоке микропроцессора).

6. Блок питания (энергетический блок).

2. Периферийное ТО:

1. Устройства ввода (клавиатура, мышь, сканер и др.).

2. Устройства вывода (дисплей, принтер и др.).

3. Устройства (накопители) внешней памяти (СD, оптический накопитель, flash и др.).

4. Устройства согласования устройств в сети (модем и др.).

3. Специализированное ТО (устройства, используемые для решения уникальных проблем).

Охарактеризуем программное обеспечение (ПО) компьютера (компьютерной системы, сети).

Наиболее сложный и важный элемент ПО – это ОС.

ОС – совокупность программ, которые обеспечивают нормальную работу всех основных устройств компьютера, всех программ и данных, используемых на компьютере при решении задач.

ОС состоит из двух основных частей – управляющих программ и обрабатывающих программ и включает в себя следующие основные программы:

· диспетчер – управляющая программа для координации работы различных устройств ЭВМ, планирования использования и распределения машинного времени, аппаратуры между программами, пересылка программ из ВЗУ в ОЗУ и наоборот, распределение данных в памяти, ввод программ в выделенные участки ОЗУ, управление выполнением задачи, принятие решений в аварийных ситуациях, обнаружение и классификация ошибок и др.;

· супервизор – управляющая программа для контроля координации используемых ресурсов и последовательности действий процессора;

· отладчик – обрабатывающая программа для отладки программы;

· редактор связей – программа для формирования непосредственно выполняемой в памяти программы на машинном языке.

Основными функциями ОС являются:

· выполнение очередного по приоритету задания и отслеживание очередности;

· управление распределением данных в памяти и извлечением их из памяти;

· управление устройствами, их актуализация по мере необходимости (по требованиям программ);

· восстановление работоспособности при сбоях;

· управление работой арифметико-логического командного устройства процессора.

Данные, привлекаемые при решении задач, ОС с помощью специальных программ отображает на реальные физические структуры, носители данных. Для этих целей используется так называемая файловая система обмена данными между программами пользователя и ОС.

Файл – именованный структурированный набор однотипных последовательностей данных, обычно хранимый на внешнем носителе и копируемый для работы с ним по мере надобности в ОЗУ.

Файловая система должна обеспечивать выполнение основных операций над файлами: создание, модификация (в том числе расширение и сжатие), уничтожение, чтение (запись), перемещение файла.

Файловая система ведет справочник файлов, где регистрируются файлы активные, используемые в данном задании в данный момент.

Различают следующие ОС:

  • однозадачные, используемые для решения в каждый момент времени только одной задачи;
  • многозадачные мультипрограммной обработки, загружающие в ОЗУ последовательность (пакет) независимых задач, а затем решающие эти задачи по очереди, выделяя каждой из них ресурсы компьютера (память, процессор, внешнее устройство) на некоторый промежуток времени, например, на 0,1 с (за такой небольшой промежуток времени компьютер с быстродействием 1 млн операций в секунду и очередностью в 10 программ, в каждой программе произведет около 100000 операций);
  • реального времени, которые обрабатывают порции данных по мере их поступления от источника информации, например от летящей ракеты и др.

Инструментальная система – это программная среда.

Пример. Рассмотрим инструментальную среду – графический редактор, который позволяет визуализировать графические объекты двумя основными способами: векторно или растрово.

Векторный подход динамически постепенно формирует на экране (который рассматривается как некоторое координатное пространство) объект по его представлению, составленному из графических примитивов.

Растровый подход формирует на экране весь объект целиком на основе его макета (шаблона, графических примитивов в видеопамяти), состоящего из отдельных кластеров пикселей в некоторой пиксельной двухмерной матрице (аналоге листа для рисования с декартовой системой координат).

В этой матрице записывается информация о яркости и цвете кластера изображения (на один пиксель иногда 1-2 байта и более), а сама матрица может иметь размерность 1024x1024 пикселей и более.

Сформированное в пиксельной матрице изображение хранится в видеопамяти дисплея и выводится на экран в режиме кадровой регенерации.

Изображение в цвете (рисование в цвете) – это манипуляция пикселями этой матрицы. Графические 3D -редакторы изображений позволяют не только конструировать 3D -объекты, но и перемещать их по задаваемой траектории, то есть осуществлять анимацию. Одной из мощных графических сред является пакет 3D -Studio Max фирмы Autodesk. Кроме этого пакета, широко используются графические пакеты:

  • Microsoft Visio – для работы с деловой и компьютерной графикой;
  • AutoCAD – для автоматизации проектно-конструкторских работ;
  • Adobe Photoshop, CorelDraw, PaintBrush, для работы с растровой графикой.

Проблемно-ориентированные инструментальные системы служат для решения достаточно широкого класса задач некоторой профессиональной, проблемной ориентации:

· САПР – системы автоматизации проектирования,

· АСУ – автоматизированные системы управления,

· АРМ – автоматизированные рабочие места,

· СУБД – система, обеспечивающая интерфейс программ пользователя и данных из базы данных,

· ЭС – экспертные системы, системы накопления, хранения и актуализации опыта, знаний, умений, навыков (экспертных суждений) экспертов и др.

Автономные программы – это те программы, которые в громадном количестве ежедневно разрабатываются и используются для различных прикладных целей (обучения, вычисления, моделирования и т.д.).

Библиотеки программ – совокупность программ для решения задач определенной направленности (например, решения систем алгебраических уравнений), с описанием, каталогом, инструкциями и размещенные на внешних носителях таким образом, чтобы иметь возможность легко подключаться к решаемой задаче (к выполняемой программе) по ходу ее решения.

Пакет прикладных программ (ППП) состоит из следующих обязательных частей:

1. Описания, представления класса задач, решаемых с помощью ППП;

2. Комплекса программ, обеспечивающих построение прикладных программ ППП (технологической цепочки);

3. Комплекса прикладных программ, обеспечивающих решение задач из предметной области ППП;

4. Входного языка (языка запросов) ППП;

5. Базы данных для хранения данных, передача их модулям ППП;

6. Монитора (управляющая программа) ППП, обеспечивающая ввод задания (запроса), его расшифровку и построение технологической цепочки из модулей ППП для поиска ответа.

Функциональная система интегрированного пакета программ состоит не из модулей (как в ППП), а из ППП.

Пример. Наиболее распространенный интегрированный пакет прикладных программ – MS Office (пакет автоматизации работы в офисе). В его ядро входят следующие пакеты: Word – текстовый редактор, Excel – электронная таблица, Access – СУБД, PowerPoint – система презентации и др.

Специальное (или уникальное) ПО разрабатывается для решения очень важных, уникальных проблем.

Пример. К такому классу ПО можно отнести программную систему управления кораблем "Шатл".


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: