Показатели и критерии воспитанности школьников
Перед психологией воспитания стоит вопрос о критериях воспитанности школьника. М.В. Гамезо, например, выделяет 2 критерия воспитанности:
1. Уровень сформированности нравственных потребностей, чувств, привычек (в данном случае имеется в виду содержание нравственной сферы: то чем руководствуется человек).
2. Уровень преднамеренности, произвольности поведения: моральная устойчивость человека, умение преодолевать трудности невозможны без умения управлять своими желаниями, своим поведением. Способность человека действовать под влиянием намерения, преодолевать все другие непосредственные побуждения, желания, которые мешают выполнять намерение, говорит о том, что человек сознательно управляет своей мотивационной сферой.
А.К. Маркова указывает, что чрезвычайно важным для оценки эффективности труда учителя являются те психические изменения в развитии учащихся, которые происходят в результате труда учителя: обученность и обучаемость, воспитанность и воспитуемость. Воспитанность ученика включает:
¨ запас нравственных представлений (то, что оно знает о нормах поведения и отношения к обществу);
¨ нравственные убеждения (как ученик воспринимает нравственные нормы для себя лично, т.е. личное, пристрастное отношение к нравственным нормам – личностные смыслы, мотивы, ценности);
¨ реальное нравственное поведение (как знания и убеждения реализуются в поведении).
Воспитанность есть согласованность знаний, убеждений и поведения. Воспитуемость – это возможности ученика к дальнейшему личностному росту вместе со взрослыми, восприимчивость к воспитанию, потенциальный уровень воспитанности.
[1] Методология (древнегреч.) - учение о методе, о пути познания наукой своего предмета.
[2] То же самое что и аутотренинг.
[3] Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1968.
Оглавление
Лекция 1. Предмет, задачи и методы педагогической психологии 5
План........................................................................5
1.Предмет и задачи педагогической психологии. Психология и педагогика 5
2.История развития педагогической психологии в России и за рубежом 6
3. Структура педагогической психологии. Связь педагогической психологии с другими науками......................... 17
4. Основные проблемы педагогической психологии и их краткая
характеристика.......19
5.Общая характеристика методов педагогической психологии 21
Лекция 2. Психология педагогической деятельности и личности учителя 24
План.......................................................................24
1. Понятие педагогической деятельности. Концепции педагогического процесса и
их психологическое обоснование..................................... 24
2. Структура педагогической деятельности..................................25
3. Функции учителя в организации учебно-воспитательного процесса 27
4.Психологические требования к личности учителя.................... 28
5. Проблемы педагогического общения.......................................31
6. Понятие об индивидуальном стиле педагогической деятельности 33
7. Психологические особенности педагогического коллектива 34
Лекция 3. Психологическая служба в школе и ее роль в оптимизации учебно-
воспитательного процесса в школе........................36
План.......................................................................36
1.Основы деятельности психологической службы в школе... 36
2.Логика и организация психологического изучения личности школьника и
коллектива школьного класса................................... 38
3.Программа изучения личности школьника................................... 38
4.Программа изучения коллектива школьного класса................ 42
5.Психокоррекционная и просветительская деятельность психологической службы 45
6. Психологические основы анализа урока...................................46
Лекция 4. Психология воспитания личности школьника................ 48
План.......................................................................48
1. Понятие цели воспитания................................................48
2. Средства и методы воспитания............................................49
3. Основные социальные институты воспитания.......................... 52
4. Психологические теории воспитания. Проблема устойчивости личности 54
Лекция 5. Управление воспитанием личности ребенка и его психологический смысл…………………………………………………………………………………………56
План.......................................................................56
1.Психологические условия формирования свойств личности.. 56