Воспитание — процесс целенаправленного формирования личности. Это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной себе и обществу. В современном понимании процесс воспитания — это эффективное взаимодействие (сотрудничество) воспитателей и воспитанников, направленное на достижение заданной цели. Воспитательный процесс имеет ряд особенностей. Прежде всего это процесс целенаправленный. Наибольшую эффективность обеспечивает такая его организация, при которой цель воспитания превращается в цель, близкую и понятную воспитаннику. Именно единством целей, сотрудничеством при их достижении характеризуется современный воспитательный процесс. Вместе с тем процесс воспитания — многофакторный, в нем проявляются многочисленные объективные и субъективные факторы, обусловливающие своим совокупным действием невообразимую сложность процесса. Сложность воспитательного процесса состоит и в том, что его результаты не так явственно ощутимы и не так быстро обнаруживают себя, как, например, в процессе обучения. Процесс воспитания динамичен, подвижен, изменчив и, кроме того, отличается длительностью. По сути, он длится всю жизнь. Одна из особенностей воспитательного процесса — его непрерывность. Школьное воспитание — это непрерывное, систематическое взаимодействие воспитателей и воспитанников. Если процесс воспитания прерывается, идет от случая к случаю, то воспитателю постоянно приходится заново прокладывать «след» в сознании ученика, вместо того чтобы, углубляя его, вырабатывать устойчивые привычки. Процесс воспитания — комплексный, что означает единство целей, задач, содержания, форм и методов воспитательного процесса, подчиненное идее целостности формирования личности. Воспитательному процессу присущи значительная вариативность (неоднозначность) и неопределенность результатов. В одних и тех же условиях последние могут существенно отличаться — это обусловлено действиями субъективных факторов: большими индивидуальными различиями воспитанников, их социальным опытом, отношением к воспитанию. Уровень профессиональной подготовленности воспитателей, их мастерство, умение руководить процессом также оказывают большое влияние на его ход и результаты. Процесс воспитания имеет двусторонний характер. Его течение необычно тем, что идет в двух направлениях: от воспитателя к воспитаннику (прямая связь) и от воспитанника к воспитателю (обратная связь). Управление процессом строится главным образом на обратных связях, т. е. на той информации, которая поступает от воспитанников. Чем больше ее
в распоряжении воспитателя, тем целесообразнее воспитательное воздействие.
Содержание воспитания учащихся в современной школе. Обеспечить каждому человеку, появившемуся на свет, всестороннее и гармоническое развитие. В нашей стране в качестве главной цели учебно-воспитательного процесса традиционно выдвигалась подготовка высококвалифицированного специалиста, способного с наибольшей эффективностью работать на производстве на благо государства. Сегодня главная цель средней общеобразовательной школы — способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию личности, всемерно раскрывать ее творческие возможности, формировать гуманистические отношения, обеспечивать разнообразные условия для расцвета индивидуальности ребенка с учетом его возрастных особенностей. Установка на развитие личности растущего человека придает «человеческое измерение» таким целям школы, как выработка у молодых людей осознанной гражданской позиции, готовности к жизни, труду и социальному творчеству, участию в демократическом самоуправлении и ответственности за судьбу страны и человеческой цивилизации.
Критерии воспитанности — это теоретически разработанные показатели уровня сформированности различных качеств личности (коллектива). Среди множества критериев воспитанности можно выделить две группы: содержательные и оценочные. Первые связаны с выделением адекватных изучаемому качеству показателей, а вторые — с возможностью более или менее точной фиксации интенсивности проявления диагностируемого качества. По направленности, способу и месту применения критерии воспитанности условно делятся на две группы: связанные с проявлением результатов воспитания во внешней форме — суждениях, оценках, поступках, действиях личности и связанные с явлениями, скрытыми от глаз воспитателя — мотивами, убеждениями, планами, ориентациями. Среди наиболее часто применяемых на практике методов диагностики воспитанности — прямые вопросы типа: «Что такое честность?», «Зачем людям нравственность?» и т. п. Ответы на них помогают воспитателю и самому воспитаннику лучше разобраться в различных качествах, осмыслить их. Для определения того, как относятся воспитанники к тем или иным фактам, поступкам, действиям, событиям, применяются специальные вопросы в устной или письменной форме: «Какие профессии ты считаешь самыми престижными?» и т. п. Они могут быть открытыми, требующими аргументированного ответа, или закрытыми, предполагающими выбор одного из альтернативных ответов. Для диагностики оценочных суждений широко применяются сочинения на заданную тему: «Мой идеал современника», «Милосердие — как я это понимаю»
и т. п. Ценность этих работ в том, что они отражают внутренние позиции выпускников, их сомнения, колебания и раздумья. Однако в последнее время усилился разрыв между внутренней позицией молодых людей и ее выражением, меньше стало откровенности в ученических сочинениях, а поэтому их ценность как диагностического средства уменьшилась. Зато откровеннее стала молодежь в своих устных высказываниях — открыто выражает свои взгляды и убеждения. Диагностическое значение имеет и позиция «умолчания», характеризующая qrpelkemhe части воспитанников оставаться в тени, уклоняться от прямых ответов на поставленные вопросы, занимать нейтральную или примиренческую позицию. Наблюдения за поведением воспитанников и способами их самовыражения проверяются в личных беседах и обязательно корректируются; применяются также другие, в частности социометрические, методы выявления внутренней позиции. Только комплекс диагностических методов позволяет составить представление о степени сформированности необходимых качеств.
Внутренняя позиция личности обнажается в поведении. Как человек воспитан, так он и действует. Педагогика использует эффективный способ диагностики поведения — метод воспитывающих ситуаций. Он позволяет в единстве решать две задачи: диагностировать уровень развития требуемых качеств и воспитывать эти качества. Воспитывающая ситуация — это естественная или преднамеренно созданная обстановка, в которой воспитанник вынужден действовать и в своих действиях обнаружить уровень сформированности у него определенных качеств. Естественными ситуациями полна повседневная жизнь на уроках, переменах, в столовой, школьном дворе и т. д. Преднамеренно созданные ситуации обычно затрагивают очень важные для воспитанников стороны их жизни. Это, например, ситуация распределения обязанностей, поручений, подарков и наград, выбора между личным и общественным и т. п. В таких ситуациях поведение человека обычно адекватно его внутренней позиции. Эти ситуации могут стать остроконфликтными и даже неуправляемыми, а поэтому требуют пристального внимания и очень тонкого педагогического руководства. Следует всегда помнить, что в основу оценки воспитанности должна быть положена общая нравственная направленность личности, а не отдельные ее качества.
Диалектика (греч. διαλεκτική — искусство спорить, вести рассуждение) — один из основных методов философского познания мира, базирующийся на столкновении тезиса и антитезиса. Цель диалектического метода — попытаться разрешить этот конфликт путём рационального обсуждения. Предметом диалектики является изменение, все изменения, и взаимодействие, все виды и степени взаимодействия. Так, еще Гераклит утверждал, что "все течет, ничего не стоит на месте". Дж. Сорель назвал диалектику "искусством примирения противоположностей с помощью фокус-покуса". В более узком смысле диалектика — название гносеологического метода (методологического принципа познания), который реализуется по схеме «тезис-антитезис-синтез». Следуя этому методу, вначале познающий субъект выделяет в реальности некоторое явление, формирует для этого явления понятие или формулу (суждение), которые рассматриваются им как тезис. Затем процесс познания продолжается формированием антитезиса — формулы или понятия, содержание которых противоположно (противопоставлено) тезису. Только после этого субъект переходит к рассмотрению и познанию взаимосвязи между тезисом и антитезисом — к познанию синтеза. Процесс может повториться на метауровне, когда синтез рассматривается, как тезис более высокого уровня. Таким образом постигается истина.