Тарифы на воду

Экономическая оценка воды и плата за ее использование.

Рассмотрим сначала предельные затраты на воду в источнике. Они равны λk.

Раньше мы абстрагировались от текущих затрат по эксплуатации источни­ка, принимая их равными нулю. В результате мы сделали вывод о том, что рентная оценка равна предельным затратам.

Если же пре­дусмотреть, что на поддержание продуктивности водоемов нам надо затрачивать средства в объеме f, то мы получим вполне тра­диционную формулу для измерения ренты в расчете на 1 м3 воды:

R = λk — f.

где f – эксплуатационные затраты;

λk – предельные затраты на воду в источнике.

Затраты по переводу водных ресурсов из категории потенциальных в категорию располагаемых формируют вложения в иммобильные фонды. Их эффект отражен в рентной оценке воды.

Поэтому, учитывая эксплуатационные затраты, можно заключить, что размер предельных издержек по данному кругу мероприятий не должен превышать разницы λk — f.

Итак, предельные затраты на водуλk должны лежать в основе тарифа за ее забор из источника, независимо от того, кем этот забор осуществляется (рис. 18).

Рис. 18. Определение равновесного тарифа на воду

1 – кривая предельных затрат водной компании на подачу воды с учетом того, что Ро было заплачено водной компанией за забор поды из источника;

2 – кривая спроса на воду;

S1 заплачено водной компанией за забор воды из источника;

S2 затраты водной компании по забору воды, на ее подачу и т.п.;

S3 рента, которую приносит водохозяйственный комплекс;

S4 рента, которую полу­чает потребитель.

Величина конечного потребления должна интерпретироваться как цена на воду или как тариф, который водная компания полу­чает с потребителя воды.

С точки зрения теории, этот тариф опре­деляется доходом от использования воды самым последним по­требителем, чьи потребности удовлетворяются водной компанией. Таким образом, должно соблюдаться соотношение, приведенное на рис 18.

Р*V* = S1+S2+S3 — такова будет выручка водной компании. если вода будет продана по тарифу Р*.

В реальности дело обсто­ит не совсем так.

Водная компания – это монополия, и прак­тически абсолютная. К тому же монополия, которая в букваль­ном смысле слова контролирует трубу и регулирует воду, пода­ваемую каждому потребителю, а вместе с тем и тариф.

Поэтому рис.18 не очень соответствует ситуации.

С точки зрения теории здесь складываются все предпосылки для це­новой дискриминации. Монополия старается отнять у потреби­теля полученную им ренту S4 путем введения дифференциро­ванных тарифов.

В свою очередь государство старается регулировать монополию, добиваясь не только того, чтобы монополия не отнимала у потре­бителей S4, но и того, чтобы монополия не получила рентный доход S3.

Реальные тарифы складываются в процессе переговоров. В конечном счете, возникающая рента каким-то образом перерас­пределяется.

Рассмотрим упрощенный методдля установки тарифа на воду, забирае­мую конечными потребителями после реализации водосберегающих технологий. Тариф рассчитывается по формуле:

,

где ΔW объем условной экономии воды при переходе на водосберегающие технологии;

ΔZ – затраты, необходимые для реали­зации данных мероприятий.

В свою очередь ΔW можно рассчитать по следующей формуле:

где Wo водопотребление производства базового периода;

W1 водоемкость производства, достигнутая в результате реа­лизации водосберегающих мероприятий;

x1 объем производ­ства.

Здесь мы выходим па важный метод косвенного определе­ния оценки природных ресурсов.

Речь идет о готовности пла­тить за получаемую воду. Потребитель, размышляя о своей го­товности платить, в первую очередь сопоставляет предполагаемый тариф Р* с теми потерями, которые он понесет, если не получит воду, или затратами на ее альтернативную замену чем-то другим.

Особый интерес представляют вопросы оценки запасов подземных вод. Если их источники расположены в пределах террито­рии, обслуживаемой централизованной системой водоснабжения. то предельные затраты определяются, исходя из уровня предлагаемого тарифа Р*. Тарифы корректируются в большую или меньшую сторону в зави­симости от качества подземных вод и воды, получаемой из водо­провода.

В основе рентной оценки подземной воды наряду с эффектом, приносимым водными ресурсами данного региона, лежит еще и экономия затрат по ее доставке потребителю (так, скважину мож­но пробурить достаточно близко к потребителю).

Если же центра­лизованная система водоснабжения отсутствует или оцениваемый источник находится вне сферы ее обслуживания, то 1 м3 подзем­ной воды оценивается по предельному эффекту у потребителя, определяемому экономией затрат по удовлетворению потребности из поверхностных источников.

Нередки ситуации, когда подземный источник не имеет само­стоятельного значения и используется только в совокупности с другими ресурсами, находящимися в монопольном пользовании предприятия, к которому он относится.

Тогда оценка подземного источника отдельно не рассчитывается, а измеряется общая оцен­ка объекта природопользования, в основе которой лежит эффект совместного использования подземных вод и других ресурсов (на­пример, сельскохозяйственных угодий).

Аналогичным образом сле­дует поступать, когда речь идет о локализованном источнике по­верхностных вод.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: