Экономическая оценка воды и плата за загрязнение водоемов

Раньше мы не говорили об оценке качества воды.

Далее мы рассмотрим взаимосвязи оценок водных ресурсов и ассимиляционного потенциала водоемов.

Решение этой пробле­мы имеет большое значение при разработке согласованной системы тарифов за забор свежей воды и сброс загрязненных стоков (если забор воды ведется из поверхностных источников).

Для того чтобы уяснить взаимосвязь платежей за забор све­жей воды и сброс в водоем загрязненных примесей, обратимся к абстрактной модели рационального использования водных ресурсов в рамках региона (изолированного водохозяйственного района).

Цена произведенной продукции складывается из затрат по ее производству, издержек, связанных с безвозвратным забором свежей воды и издержек загрязнения.

Наибольший интерес представляет следующее соотношение:

(7.13)

где λ – это оценка воды или ресурса;

μ – оценка ассимиляционного потенциала водоема;

ρ – предельно-допустимая концентрация примесей в водоеме;

\ D – индекс загрязнения водоема (если не допускается загрязнение выше ПДК, то D=0).

Оно устанавливает взаимосвязь оценки воды (λ) и оценки пре­дельных природоохранных затрат.

Если трактовать μ как плату за загрязнение водоема, то плата за загрязнение прямо пропорциональна оценке воды (λ) и обратно пропорциональна уровню ПДК(ρ) и индексу загрязнения водоема(D):

(D+1)ρ представляет собой значение концентрации загрязнителей водоема, допустимое в оптимальном плане.

Поэтому плата за загрязнение(μ) или оценка ущерба может интерпретиро­ваться как экономическая оценка такого количества воды, в кото­ром нужно растворить сбрасываемый загрязнитель, чтобы его кон­центрация равнялась оптимальному значению.

Предположим, что не допускается загрязнение водоема выше уровня ПДК, т.е. D = 0.

Тогда плата за загрязнение (μ) (или ущерб от загрязнения) определяется оценкой воды, необходимой для раз­бавления стоков (доведения концентрации примесей до уровня ПДК):

.

По предложенным выше формулам могут определяться ориентировочные тарифы. Они должны корректироваться в процессе функционирования экономики на основе результатов содержательного анализа со­стояния водных систем, проводимого с использованием экспертных оценок.

Если водоем находится на грани исчерпания, то необходимо одновременно повышать и тариф на воду, и плату за сброс загрязнителя. То же самое — при угрожающем увели­чении уровня загрязнения водоема.

Плата за загрязнение базируется на экономической оценке «ассимиляционного потенциала» природной среды. «Ассимиляци­онный потенциал» водоема напрямую зависит от объема воды, со­держащегося в источнике.

Следовательно, его оценка измеряется оценкой водных ресурсов. Чем больше забирается воды на нужды промышленности, сельского и коммунального хозяйств, тем мень­ше способности водной среды к самоочищению. Таким образом, и безвозвратный водозабор, и сброс в водоем примесей приводят к одинаковому результату — расходованию ассимиляционной ем­кости водного источника.

Оптимальное использование предполагает реализацию комплекса согласованных мер как на водном объекте (водном источнике), так и в системе подачи воды конечному потребителю.

Эффективность использования самого водного ресурса зави­сит от того, насколько развита система водоотдачи и водоотведения.

Выделяют следующие элементы системы оценки воды:

· цена воды в источнике;

· цена воды у конечного потребителя;

· рентная оценка водного объекта;

· рентная оценка иммобильных фондов системы водоснабження;

· рента, получаемая потребителем воды.

Все эти кате­гории должны приниматься во внимание при управлении процессом использования водных ресурсов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: