Механизм финансового менеджмента
Механизм ФМ представляет собой систему основных элементов, регулирующих процесс разработки и реализации управленческих решений в области финансовой деятельности предприятия.
В его структуру входят:
- Государственно - правовое регулирование финансовой деятельности предприятия.
- рыночный механизм регулирования финансовой деятельности предприятия.
- внутренний механизм регулирования отдельных аспектов финансовой деятельности.
- система конкретных методов и приемов управления
Главная цель финансового менеджмента – реализация основных функций финансов на уровне финансового менеджера.
Функции финансов и механизм их реализации на уровне ФМ:
1. Накопительная – своевременная и достаточная для выполнения поставленных целей мобилизация финансовых ресурсов в определённые фонды денежных средств. Реализуется путём определения источника финансирования и их оптимальной структуры, в выборе эффективных финансовых инструментов и методов, в выработке эффективных финансовых рычагов и стимулов.
2. Распределительная – распределение и перераспределение оптимальным образом всех денежных поступлений. Реализуется путём определения оптимальной величины и оптимальной структуры активов предприятия, позволяющих достичь поставленных целей.
3. Контрольная – определение и анализ финансовых показателей, характеризующих финансовое состояние (в частности, платёжеспособность, финансовую устойчивость), показатели эффективности использования различных групп активов и пассивов.
4. Регулирующая – организация текущего и перспективного управления финансовой деятельности.
Функции финансового менеджера:
- в области финансово-кредитного планирования: составление проектов, финансовых планов, кредитных заявок и квартально-кассовых планов; определение порядка финансирования капитального ремонта, потребности в собственных оборотных средствах, источников финансирования и утверждение планов капитальных вложений; составление плана распределения балансовой прибыли, оперативных финансовых планов, планов реализации продукции в денежном отношении, графиков отгрузки продукции, осуществление контроля за завозом товарно-материальных ценностей; обеспечение выполнения финансового, кредитного и кассового планов.
- В области финансово-оперативной работы: обеспечение платежей в бюджеты, проценты за кредиты, з/плата работникам, оплата счетов поставщикам, обеспечение финансированием затрат, оформление кредитов и обеспечение возврата полученных ссуд, осуществление операций по счетам предприятий в учреждениях банков, ведение ежедневного оперативного учета реализации продукта П от реализации других финансовых показателей, отказов покупателей, от акцепта платежных требований, рассмотрение претензий и санкций, предъявленных покупателями и заказчиками; внедрение наиболее целесообразных форм расчетов с покупателями и поставщиками; получение, хранение, оперативный учет и выдача наличных денег, ценных бумаг и бланков строгой отчетности, осуществление погашения кредиторской задолженности, проведение залоговых, лизинговых и др. операций; обеспечение страхования от финансовых рисков.
- В области контрольно-аналитической работы: осуществление контроля за выполнением показателей финансового, кассового, кредитного планов, отгрузки и реализации продукции, за целевым использованием кредитных ресурсов, собственных оборотных средств; за расходованием наличных денег, анализ производственно-финансовой деятельности предприятия.
Цели Финансового менеджмента.
На определенных этапах жизни предприятия формулируются определенные цели. Например, на бытовом уровне можно сформулировать следующие цели ФУ:
- Выживание фирмы в условиях конкурентной борьбы.
- Избежание банкротства и финансовых неудач.
- Рост объёмов производства и реализации.
- Лидерство в борьбе с конкурентами.
- Выход на уровень безубыточности производства.
- Минимизация издержек
С позиции научного подхода цели финансовой деятельности формулируются следующим образом:
1. Максимизация прибыли.
2. Максимизация акционерной собственности.
3. Максимизация управленческого вознаграждения.
4. Бихевиористические (поведенческие) цели.
5. Социальная ответственность.
Конкретные цели формируются исходя из условий окружающей среды, стратегических и тактических целей предприятия.
Наибольшее распространение в 20 веке получила 2-ая теория, в основе которой предположение о том, что первичной целью бизнеса является максимизация материального благосостояния акционеров, т.е. максимизация биржевого курса обыкновенных акций фирмы.
В 21 веке после череды громких финансовых скандалов актуальной становится (особенно в России) – социальная ответственность.