Внутренний финансовый контроль - процесс проверки обеспечения реализации управленческих решений в области финансовой деятельности.
Широкое распространение получила система:
Контролинг – его концепция разработана в 80-е годы, как средство, предотвращающее кризисные ситуации, приводящие к банкротству. Основной принцип: «Управление по отклонениям» - операционное сравнение основных плановых/нормативных и фактических значений показателей с целью выявления отклонений и воздействия на узловые факторы нормализации деятельности.
Основные функции фин.контролинга:
1). Наблюдение за ходом реализации финансовых планов.
2). Измерение степени отклонения фактических значений от нормативных/плановых.
3). Диагностирование по размерам отклонений серьёзных изменений в финансовом состоянии предприятия.
4). Разработка оперативных управленческих решений по нормализации состояния предприятия.
5). Корректировка, при необходимости, отдельных целей и показателей.
Основные этапы финансового контролинга:
1). Определение объекта контролинга (хода реализации финансовых решений).
2). Определение видов (стратегический/текущий/оперативный), сфер (контроль финансовых стратегий/планов/бюджетов) и контрольного периода (для стратегического – квартал/год) контролинга.
3). Формирование системы приоритетов и контрольных показателей.
| Приоритеты I порядка | Приоритеты II порядка | Приоритеты III порядка |
| Сумма чистой прибыли | Сумма доходов | 1. Уровень цен на продукцию 2. Объём продаж продукции 3. Структура продаж |
| Сумма затрат | 1. Уровень цен и тарифов на услуги 2. Объём производства продукции 3. Структура производства | |
| Сумма налоговых платежей | 1. Изменение системы налогов 2. Изменение ставок налогообложения 3. Изменение системы налоговых выплат |
4). Разработка системы количественных стандартов контроля. Стандартом могут быть:
o абсолютные или относительные показатели;
o показатели планов или бюджетов.
5). Построение системы мониторинга показателей:
o построение системы информационных единичных отчётных показателей;
o разработка системы обобщающих, аналитических показателей;
o определение структуры и форм отчётов исполнителей;
o определение контрольных периодов;
o установление размеров отклонений фактических результатов от установленных стандартов; отклонения могут быть: положительные, отрицательные (отрицательные: допустимые и недопустимые);
o выявление основных причин отклонений: в целом и по отдельным подразделениям;
6). Формирование системы алгоритмов действий по устранению отклонений:
o ничего не предпринимать;
o устранить отклонения;
o изменить систему плановых или нормативных показателей.
o






