Движение за изменение правового статуса Башкортостана

ГЛАВА 3.

Правоохранительные органы

В ноябре 1986 ЦК КПСС принял постановление «О дальнейшем укреплении социалистической законности и правопорядка, усиление охраны прав и законов в интересах граждан». Была признана необходимой перестройка судебных органов, прокуратуры, милиции и других правоохранительных органов с тем, чтобы они надежно обеспечивали защиту интересов государства и прав граждан. Горбачев сказал на январском (1987 г.) Пленуме ЦК КПСС: «Перед кадрами правоохранительных органов мы выдвигаем задачу неуклонно выполнять установки принятого постановления, настойчиво учиться работать в условиях расширения демократии и гласности, опираясь на доверие и поддержку всего народа».

Перестройка сильно коснулась арбитража, в частности, предусматривалось повышение его роли в регулировании народного хозяйства.

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров «О дальнейшем совершенствовании деятельности органов государственного арбитража и повышения их роли в укреплении законности и договорной дисциплины народного хозяйства» от 12 февраля 1987 г. государственный арбитраж отделен от исполнительных органов и обрел самостоятельный статус.

В действующих Конституциях (СССР, РСФСР, БАССР) по отношению к автономной республики не используется термин «суверенное государство», как это сказано в отношении союзной республики. Нации и народы, заселяющие территорию России, по-разному реализовали свое фактическое право на самоопределение; одни в форме союзной республики, другие в форме автономной республики, автономной области или округа. Лишь союзная республика по своему статусу сохраняет признак суверенности, то есть за ней сохраняется верховенство ее государственной власти внутри страны и ее независимость во внешнеполитической сфере. Союзная республика сохраняет за собой право свободного выхода из СССР. Автономная республика по своему правовому положению таким признаком не характеризуется. Она – государственное образование без сохранения суверенитета.

Начало перестройки привело к пробуждению национального самосознания народов России, везде и всюду стали возникать национальные организации и общества, движения и партии, выступающие за подлинное самоопределение.

В связи с падением роли авторитета КПСС, с конца 80-х гг. постепенно повышалась роль Советов в управлении страной. Этому процессу способствовало проведение в апреле 1990 г. выборов в республиканские и местные Советы. Выборы 1990 г. были более демократичны: на них отсутствовали окружные избирательные собрания, избиратели могли отдавать свои голоса кандидатам, представляющим различные платформы, т.е. безальтернативные выборы времени всесилия партии были отменены.

На I сессии Верховного совета Башкирской АССР 12 созыва, состоявшейся 4 апреля 1990 г, председателем Верховного совета БАССР был избран М.Г. Рахимов, директор одного из уфимских нефтеперерабатывающих заводов. Приход к власти производственника, не связанного с партноменклатурой, создавал надежду на дальнейшее развитие демократических преобразований в республике.

В Башкирской республике, лишенной как и другие автономные образования РСФСР политической и экономической самостоятельности, началось широкое движение за суверенитет, к тому времени в среде башкирской интеллигенции, связанной в основном с университетом и Институтом истории, языка и литературы Уфимского филиала АН СССР, начала выкристаллизовываться дотоле подспудно тлевшая идея о необходимости формирования национального башкирского движения под лозунгами как минимум - расширения прав автономии, и как максимум - формирования собственного государства и “деколонизации” территории республики. Ядром этого движения стал возникший первоначально как национально-культурное объединение Башкирский народный центр “Урал”, организовавший филиалы в большинстве городов и районов республики. Возглавил центр преподаватель Башгосуниверситета историк Марат Кульшарипов. В 1990 году образован Союз башкирской молодежи, созданный студентом Уфимского института искусств Ринатом Баимовым, обладавшим, несмотря на молодость, всеми качествами харизматического лидера. Они выступали за принятие такой декларации, которая бы гарантировала создание в республике башкирской национальной государственности.

В 1989 г. активисты башкирского национального движения организовали сбор подписей среди населения в поддержку призыва "Башкортостану - статус союзной республики!" Первоначально властные структуры БАССР отрицательно восприняли эту инициативу башкирского движения. Однако к осени 1989 г, в связи с дальнейшим углублением процесса демократизации страны, идея государственного суверенитета Башкортостана была подхвачена руководством республики. Также лидеры этих движений имели поначалу прямой выход на руководство Верховного Совета, председателем которого был избран работавший до того директором нефтеперерабатывающего завода Муртаза Рахимов. Кроме того, использовалась тактика давления на депутатов путем организации пикетирования сессий Верховного Совета, для чего в Уфу привозили на автобусах пикетчиков из отдаленных сельских районов Башкирии.

Проблема суверенитета активно обсуждалась на страницах периодической печати, организовывались передачи по радио и телевидению. На сентябрьском /1989 г./ Пленуме ЦК КПСС секретарь башкирского обкома партии Р.Х. Хабибуллин заявил о необходимости повышения государственного статуса Башкортостана. Были сделаны первые практические шаги в этом направлении. XIII внеочередная сессия Верховного совета БАССР /ноябрь, 1989 г./, поддержав лозунг "Башкирии - статус союзной республики!", образовала комиссию по подготовке предложений о предоставлении БАССР более высокого государственного статуса. В тоже время было немало противников изменения статуса республики: депутаты Уфимского горсовета, члены местного отделения Демократической партии России и др. Но им не удалось приостановить мощное движение за суверенитет респуб­лики, еще более усилившееся к 1990 г. (особенно под влиянием принятия 12 июня Верховным Советом РСФСР Декларации о государственном суверенитете Российской Федерации). 1990 г. стал годом разработки и обсуждения различных вариантов Деклараций о государственном суверенитете республики, подготовленных властными структурами, общественно-политическими организациями, отдельными гражданами Башкортостана. Для рассмотрения предложений и замечаний по проектам Деклараций при Президиуме Верховного Совета БАССР в августе 1990 г была образована рабочая группа под руководством первого заместителя Председателя ВС БАССР Ю.С. Демина. С учетом многочисленных предложений и поправок она подготовила окончательный вариант проекта Декларации о государственном суверенитете Башкортостана. Этот вариант был внесен на рассмотрение сессии Верховного Совета республики. С докладом о проекте Декла­рации выступил Председатель ВС БАССР М.Г. Рахимов. После бурного обсуждения 11 октября 1990 г. Декларация о государственном суверенитете Башкирской Советской Социалистической Республики была принята депутатами практически единогласно. Эта дата была объявлена праздничным днем - Днем республики. По Декларации земля, недра, природные богатст­ва, другие ресурсы на территории БССР, а также весь экономический и научно-технический потенциал объявлялись исключительной собственностью ее многонационального народа. Отношение БАССР с СССР и РСФСР, другими республиками определялись на договорных началах. Провозглашались в Декларации принцип разделения властей, равные права и свободы всем гражданам республики.

Декларация о государственном суверенитете Башкортостана несомненно явилась важной вехой демократизации общества. Она создавала благоприятные правовые условия для всестороннего развития личности, охраны окружающей среды, открывала новые перспективы для экономического, политического, культурного развития республики, гарантировала социальную защищенность представителей всех народов, проживающих на ее территории.

Принятием Декларации о государственном суверенитете республики по существу завершился период первых попыток модернизации системы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: