Порядок формирования органов государственной власти и управления Башкирской АССР

3. Органы государственной власти (Советы) Башкирской АССР формируются трудящимися республики путем свободных демократических выборов. Новая Конституция республики восприняла и углубила демократическое содержание основных принципиальных положений ранее действовавшей Конституции Башкирии, которыми определялась ее избира­тельная система. В соответствии с Основным Законом Баш­кирской АССР выборы депутатов во все Советы производятся на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании (ст. 79).

Конституция СССР 1930 года предоставляла гражданам право участвовать в выборах с 18-летлего возраста, быть избранными в местные Советы — с 18 лет, в Верховные Советы автономных республик — с 21 года. В настоящее время граждане, достигшие 18 лет, имеют возможность не только принимать участие в выборах, но и быть избранными как в местные Советы, так и в Верховный Совет автономной рес­публики (ст. 80 Конституции Башкирской АССР).

Советская избирательная система обеспечивает равен­ство для всех избира­телей. Говоря о том, что выборы во все Советы у нас являются равными, которое означает право каждого избирателя иметь только один голос, т.е. при выборах в данный Совет он может проголосовать только один раз и заноситься только в один список избирателей. Вслед за Основными законами СССР и РСФСР Кон­ституция Башкирской АССР, утверждает принцип тайного голосования, указы­вает, что «…контроль за волеизъявлением избирателей не допускается» (ст. 83).

Кандидаты в депутаты выдвигаются организациями Коммунистической партий Советского Союза, профессиональных союзов, Всесоюзного Ленин­ского Коммунистического Союза Молодежи, кооперативными и другими об­щественными организациями, трудовыми коллективами, а также собраниями военнослужащих по воинским частям (ст. 84). Это происходит на общих соб­раниях рабочих и служащих, крестьян и военнослужащих. Гражданам и об­щественным организациям гарантируется свободное и всестороннее обсужде­ние политических, деловых и личных качеств кандидатов в депутаты, а также право агитации на собраниях, в печати, по телевидению и радио.

В преддверии выборов в местные Советы народных депутатов, состоявшихся 21 июня 1987 года, в законодательство союзных республик, регулирующее порядок их организации и проведения, были внесены частичные изменения. В крупных коллективах стало возможным выдвигать кандидатов в депутаты на собраниях коллективов цехов, участков, смен, бригад и других производствен­ных подразделений, а на пред­выборных собраниях рекомендуется рассматривать не одну, а несколько кандидатур по избирательному округу. Впервые в порядке эксперимента проводились выборы в некоторые местные Советы (в Башкирии — в Баймакском районе) по многомандатным избирательным округам, которые были об­разованы путем объединения нескольких округов, прежде существовавших в их пределах. Как правило, число кандидатов в таких округах превышало количество мандатов. Все кандидаты, получившие более 50 процентов голосов, считаются избранными в состав соответствующего Совета, но поскольку число мандатов по округу определенное, то депутаты, получившие меньшее число голосов, становятся резервными. Эксперимент позволил избирателям вы­разить снос отношение к более широкомукругу кандидатов. Примечательно, что газеты дали подробные сообщения о результатах выборов с указанием количества кандидатов, не избранных депутатами, а также количества округов, где выборы были признаны недействительными или несостоявшимися. В Башкирии 10 кандидатов не были избраны депутатами, в том числе один по многомандатному избирательному округу. Это яркое свидетельство торжества социалистической демократии.

Ст. 85 Конституции Башкирской АССР устанавливает, что гражданин республики, как правило, не может быть избран более чем в два Совета народных депутатов. Этим требованием преследуется цель о привлечении как можно большего количества трудящихся к участию в государственном управлении, а также стремление к пополнению представительных органов свежими силами.

Коммунисты и беспартийные на выборах депутатов в представительные органы власти выступают в едином блоке, так как известно, что цели партии — цели парода.

Ныне действующая Конституция СССР внесла изменения в сроки полномочий Советов. По Конституции 1936 года Верховные Советы автономных республик избирались на четыре года, а местные Советы — на два года. В настоящее время срок полномочий Верховных Советом автономных республик увеличен до пяти лет, а местных Советов (городских, районных, районных в городах, поселковых и сельских) — до двух с половиной лет. Это положение закреплено и в ст. 74 Конституции Башкирской АССР. Увеличение сроков полномочий Советов позволяет более полно координировать их деятельность с перспективным пятилетним планированием.

Внесено существенное изменение в правовую регламентацию организации выборов в Советы. Если ранее они определялись Положениями, которые утверждались Президиумом Верховного Совета СССР, Президиумами Верховных Советов союзных и автономных республик, то в настоящее время — Законами Союза ССР, союзных и автономных республик. В Башкирии это правило закреплено в ст. 85 Основного Закона республики.

Закон о выборах в Верховный Совет Башкирской АССР был принят 29 декабря 1978 г. В основе его находятся положения Конституции СССР, Конституции РСФСР и Конституции Башкирской АССР, которые закрепляют Действующие принципы советской избирательной системы и порядок организации выборов в республиканские и местные органы власти. При подготовке проекта Закона были учтены положения соответствующих Законов СССР и РСФСР, ранее действовавшее законодательство о выборах в высший орган государственной власти автономной республики и многолетняя местная практика. По сравнению с прежним Положением в Законе существенно расширен круг регулируемых вопросов подготовки и проведения выборов, в нем содержатся нормы, регулирующие практически всю совокупность отношений, возникающих в процессе подготовки и проведения выборов.

В ранее действовавших Конституциях союзных и автономных республик устанавливалась норма представительства в Верховном Совете каждой республики и с ростом численно­сти населения возникала необходимость соответственно увеличивать и число депутатов в Верховном Совете. В настоящее время всеми Конституциями союзных и автономных республик установлено постоянное количество депутатов в Верховном Совете республики. Среди автономных республик самым представительным по количеству является Верховный Совет Башкирской АССР — 280 депутатов (ст. 93 Конституции).

Избирательные округа образуются Президиумом Верховного Совета Башкирской АССР, им же для каждых выборов устанавливается норма населения на округ, однако, при опре­делении границ избирательных округов учитывается административно-территориальное деление Башкирской АССР (ст. 14 Закона о выборах в Верховный Совет Башкирской АССР).

Для выборов в местные Советы народных депутатов Башкирской АССР избирательные округа образуются в следующем количестве: в районный совет — от 75 до 150, в городской Совет городов республиканского подчинения — от 75 до 500, в городской Совет городов районного подчинения — от 50 до 150, в районный в городе Совет — от 75 до 350, в по­селковый (сельский) Совет — от 25 до 75.

В пределах этих норм число избирательных округов для выборов в каж­дый районный, городской Совет городов рес­публиканского подчинения, опре­деляется Президиумом Вер­ховного Совета Башкирской АССР, а в городской Совет го­родов районного подчинения, районный в городе, поселковый, сельский Совет — исполкомом вышестоящего Совета, исхо­дя из численности населения, территории и других местных условий. С учетом административно-территори­ального деле­ния и иных особенностей исполкомами соответствующих Со­ветов образуются избирательные округа. В порядке исклю­чения с разрешения Прези­диума Верховного Совета Башкир­ской АССР может быть образовано меньшее или большее число округов, чем предусмотрено Законом (ст. 14 Закона Баш­кирской АССР от 10 августа 1979 г. «О выборах в мест­ные Советы народных депутатов Башкирской АССР»).

Учет административно-территориального деления при образовании избирательных округов необходим как для организации выборов, так и для максимального удобства проведения в них впоследствии депутатской работы. Избирательные округа могут оставаться неизменными в течение нескольких выборов, однако по сложившейся практике они образуются при каждых очередных выборах, что позволяет своевременно вносить необходимые коррективы, связанные с изменениями в административно-территориальном делении, перераспределением населения на территории Совета. При очередных выборах в Верховный Совет республики и местные Советы принимаются указы Президиума Верховного Совета Башкирской АССР и решения исполкомов местных Советов об образовании округов по выборам в соответствующие Советы.

Для обеспечения избирателям максимальных возможностей участия в выборах создаются избирательные участки. Устанавливая идентичный порядок образования избирательных участков, законы о выборах предусматривают возможность создания общих участков при одновременном проведении выборов в разные Советы. В основе образования избирательных участков находится в основном территориальный признак. Однако они могут создаваться в воинских частях, аэропортах, речных портах, на крупных железнодорожных станциях, в санаториях и домах отдыха, в больницах и других стационарных лечебных учреждениях. В отдельных случаях вопрос об отнесении к избирательным округам по выборам в Верховный Совет Башкирской АССР избирательных участков, образованных в воинских частях, решается Президиумом Верховного Совета республики (ст. 15 Закона Башкирской АССР от 29 декабря 1978 г. «О выборах в Верховный Совет Башкирской АССР», ст. 15 Закона Башкирской АССР от 10 августа 1979 г. «О выборах в местные Советы народных депутатов Башкирской АССР»).

Порядок деятельности Верховного Совета Башкирской АССР и его органов определяется Регламентом Верховного Совета Башкирской АССР и другими законами, издаваемыми па основе Конституции автономной республики. В качестве высшего органа государственной власти Верховный Совет Башкирской АССР формирует другие органы республики — избирает Президиум Верховного Совета Башкирской АССР и образует Совет Министров — Правительство автономной республики.

Президиум Верховного Сонета Башкирской АССР избирается на первой сессии вновь набранного Совета. Вначале проводится голосование по кандидатуре Председателя Пре­зидиума Верховного Совета Башкирской АССР, затем — по кандидатурам заместителей Председателя, Секретаря Президиума и 13 его членов (ст. 102 Конституции). Причем Регламент допускает голосование по каждой кандидатуре или в ином порядке по усмотрению Верховного Совета республики. Интересное положение содержится в ст. 19 Регламента, где в числе лиц, которые могут принимать участие в заседаниях Президиума, указан Преседатель Верховного Совета Башкирской АССР. Его избрание, как и двух его заместителей, производится па первой сессии вновь избранного Совета (ст. 94 Конституции, ст. 8 Регламента), но, как вполне очевидно, Регламент допускает и такое явление, что он может оказаться неубранным в состав Президиума. Это еще одно дополнительное свидетельство реализации демократических начал при создании наших органов государственной власти и управления.

Для подготовки предложений по рассматриваемым вопросам Президиум Верховного Совета Башкирской АССР образует в случае необходимости постоянные и временные комиссии из своего состава, из числа депутатов Верховного Совета республики, а также представителей государственных органов, общественных организаций, трудовых коллективов, научных учреждений (ст. 21 Регламента).

Глава IV Регламента посвящена постоянным комиссиям, которые избира­ются на сессии Верховного Совета республики для предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению Совета, а такте для содействия проведению в жизнь законов Башкирской АССР, иных решений Совета и его Президиума, контроля за деятельностью государственных органов и организаций. При необходимости Верховный Совет создает следственные, ревизионные и иные комиссии по любому вопросу (ст. 107 Конституции, ст. 26 Регламента, ст. 1 Положения о постоянных комиссиях Вер­ховного Совета Башкирской АССР от 27 декабря 1968 г, в редакции Закона Башкирской АССР от 21 марта 1980 г.).

На первой сессии Совета обязательно образуются комиссии: Мандатная, Планово-бюджетная и законодательных предположений. Постоянные комиссии, по другим вопросам государственного, хозяйственного и социально-культурного строительства образуются по усмотрению Совета. Так, например, 27 декабря 1968 г. было принято постановление Верховного Совета республики «Об образовании в Верховном Совете Башкирской АССР постоянной комиссии по делам молодежи». В состав постоянных комиссий не могут быть избраны Председатель Верховного Совета Башкирской АССР, его заместители, депутаты, входящие в состав Президиума, Совета Министров, Комитета народного контроля и Верховного Суда Башкирии, Прокурор республики. Численный состав комиссий определяется Советом, избирается в составе председателя и членов комиссии на срок полномочий Совета. Голосование при избрании проводится в целом по составу комиссии, или по каждой кандидатуре в отдельности, либо в ином порядка по решению Верховного Совета республики. В период осуществления своих полномочий Верховный Совет Башкирской АССР может образовывать новые постоянные комиссии и вносить изменения в состав ранее созданных. Каждая постоянная комиссия избирает из числа своих членов заместителя председателя и секретаря Комиссии.

Постоянные комиссии Верховного Совета республики для подготовки рассматриваемых ими вопросов могут создавать подготовительные комиссии и рабочие группы из числа депутатов Совета, представителей соответствующих министерств, государственных комитетов, ведомств, других государственных и общественных органов и организаций, научных учреждений, ученых и специалистов. Несколько постоянных комиссий могут создавать совместные подготовительные комиссии и рабочие группы (ст. 33 Положения о постоянных комиссиях Верховного Совета Башкирской АССР).

Перед вновь избранным Верховным Советом Башкирской АССР, на его первой сессии, слагает свои полномочия Совет Министров Башкирской АССр - Правительство республики (ст. 111 Конституции), высший исполнительный и распорядительный орган государственной власти Башкирии. Верховный Совет республики, рассмотрев заявление Правительства о сложении полномочий, назначает Председателя Совета Министров Башкирской АССР и поручает ему представить предложение о персональном составе Правительства. Одновременно решается вопрос о продолжении выполнения Советом Министров республики своих обязанностей до образования нового состава Правительства. Оно образуется в составе Председателя Совета Министров Башкирской АССР, Первого заместителя и заместителей Председателя, министров, председателей государственных комитетов и руководителей других органов государственного управления, образуемых Верховным Советом республики. По представлению Председателя Совета Министров республики в состав Правительства могут быть включены руководители других органов и организаций. Принимая постановление об образовании Совета Министров Башкирской АССР, Верховный Совет проводит голосование по каждой кандидатуре, или по всем кандидатурам одновременно, либо в ином порядке по решению Совета. В последующем изменения в персональном составе Правительства производятся Верховным Советом республики. По вопросам освобождения от должности и назначения отдельных лиц, входящих в состав Совета Министров Башкирской АССР, в период между сессиями Верховного Совета республики его Президиум издает указы, которые потом утверждаются на очередной сессии Совета (ст. 4 Закона Башкирской АССР от 10 августа 1979 года «О Совете Министров Башкирской АССР»).

В качестве постоянного органа Совета Министров Башкирской АССР действует его Президиум в составе Председателя Совета Министров республики, его Первого заместителя и заместителей. В состав Президиума могут быть включены Советом Министров Башкирской АССР другие члены Правительства республики.

Объединяя и направляя работу министерств, государственных комитетов и других органов государственного управления республики, Совет Министров Башкирской АССР вносит в Верховный Совет республики, в период между сессиями Совета — в его Президиум, предложения об их образовании.

В случае необходимости Правительство республики образует комитеты, управления и другие ведомства при Совете Министров Башкирской АССР по делам хозяйственного и социально-культурного строительства, а также реорганизует и упраздняет эти органы. Правительство республики утверждает положения о министерствах и государственных комитетах Башкирской АССР, положения (уставы) о других подведомственных ему органах, структуру и численность их центрального аппарата, устанавливает порядок внесения в них изменений.

Руководители комитетов, управлений и других ведомств при Совете Министров Башкирской АССР, заместители министров, заместители председателей государственных республики и заместители руководителей других подведомственных Правительству органов назначаются Советом Министров Башкирской АССР. Им же утверждаются члены коллегий министерств и государственных комитетов республики, других подведомственных ему органов, а также члены государственных комитетов Башкирской АССР.

Президиум Совета Министров Башкирской АССР можетиметь постоянные комиссии. Кроме того, могут создаваться временные комиссии и другие рабочие органы Совета Министров республики для подготовки предложений, связанных с развитием отраслей народного хозяйства или сфер управления, разработки проектов решений Правительства Башкирской АССР и рассмотрения разногласий по проектам решений, а также для выполнения отдельных поручений Совета Министров республики и его Президиума.

Осуществляя систематический контроль за деятельностью министерств и государственных комитетов республики, других подведомственных Совету Министров Башкирской АССР органов, Правительство республики опирается на Комитет народного контроля Башкирской АССР, образуемый Верховным Советом республики на его первой сессии. Он образуется в составе Председателя, его заместителей и членов комитета. Совет Министров республики направляет роботу Комитета народного контроля Башкирской АССР по осуществлению контроля в сфере хозяйственного и социально-культурного строительства и других сферах государственного управления, рассматривает внесенные им на основе результатов проверок вопросы и предложения (ст. ст. 33, 34 Регламента Верховного Совета Башкирской АССР, ст. 20 Закона «О Совете Министров Башкирской АССР»).

В соответствии со ст. 119 Конституции Башкирской АССР, органами государственной власти в районах, городах, районах в городах, поселках, сельских населенных пунктах являются соответствующие Советы народных депутатов. Первая сессия вновь избранного местного Совета созывается исполнительным комитетом Совета предыдущего созыва не позднее чем в двухнедельный срок после выборов. Первая сессия Совета во вновь образованном районе, городе республиканского (Башкирской АССР) подчинении созывается Президиумом Верховного Совета республики, а в городе районного подчинения, городском районе, во вновь образованном поселке, сельсовете — исполнительным комитетом вышестоящего Совета не позднее чем в двухнедельный срок, со дня образования района, города, отнесения населенного пункта к категории рабочих, курортных, дачных поселков или образования сельсовета, а в случае проведения выборов в соответствующий местный Совет — не позднее чем в двухнедельный срок со дня проведения выборов.

Местные Советы народных депутатов избирают исполнительные комитеты, постоянные комиссии; образуют отделы и управления исполкомов, утверждают и освобождают от должности их руководителей; утверждают структуру и штаты исполкомов, их отделов и управлений, исходя из принятых в РСФСР нормативов и установленной для соответствую­щего исполкома численности административно-управленческого персонала. К их компетенции также относится: образование комитета народного контроля и изменение его состава, назначение и освобождение от должности председа­теля комитета народного контроля; образование при исполкоме административных и наблюдательных комиссий, комиссии по делам несовершеннолетних, комиссии содействия охране памятников истории и куль­туры, комиссий по борьбе с пьянством и других комиссий, предусмотренных законодательством.

Исполнительный комитет местного Сонета избирается в составе председателя, его заместителей, секретаря и членов исполкома. Общий численный состав испол­кома устанавливаетсясоответствующим Советом (например, городского — от 5 до 15 членов, районного — от 4 до 9). Обсуждение кан­дидатур в состав исполкома и голосование по ним произво­дится персонально. В решении об избрании испол­кома указывается общий численный и персональный его состав. Совет может дос­рочно переизбрать весь состав исполкома или отдельных его членов.

Постоянные комиссии местных Советов образуются на первой сессии нового созыва и избираются на срок полномо­чий Совета из числа его депутатов. В период осуществления своих полномочий Совет может образовывать новые постоян­ные ко­миссии, реорганизовывать ранее созданные, вносить изменения в их персональный состав. Исполком выясняет желание и возможности депутатов работать в той или иной комиссии, затем вносит предложение, о количественном и персональном составе постоянных комиссий на сессию Со­вета. В состав постоянных комиссий не могут быть избраны депутаты, входящие в состав исполкома Совета, а также
депутаты — народные судьи и прокурор района (города). Кандидатуры в состав ко­миссий голосуются персонально или списком. В решении Совета об образовании постоянных комиссий указывается, какие создаются комиссии, их коли­чественный состав, а также председатель и члены каждой комиссии. Кроме того, местный Со­вет может образовывать временные комиссии, определяя их состав и задачи.

На первой сессии местного Совета образуются отделы и управления испол­кома. По поручению исполкома его председатель выступает с предложением об ут­верждении заведующих отделами и начальников управлений. Обсуждение и голо­сование их кандидатур производится персонально и поданному вопросу принима­ется решение Совета. В период между сессиями исполком Совета назначает испол­няющими обязанности и освобождает от исполнения обязанностей за­ведующих отделами и начальников управлений с последую­щим утверждением на очередной сессии Совета. На первой же сессии Совета утверждаются и другие руководители от­раслевых органов исполкома.

Утверждение и изменение состава комитета народного контроля, назначение и освобождение от должности его председателя производится тоже на первой сессии городского (районного) Совета. Предложения по этим вопросам вносят­ся па рассмотрение исполкомом. Кандидатуры в состав ко­митета народного контроля голосуются персонально или списком. О назначении председатели комитета и утвержде­нии его состава принимается решение Совета с указа­нием общего количественного состава и отдельными пунктами — назначение председателя комитета и утверждение состава (заместителя председателя, членов комитета).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: