Педагогическая теория

А.С. Макаренко прошел сложный путь, наполненный стремлением создать нового совершенного человека и полемикой с противниками его теории, в 20-е г. он подошел к разработке системы воспитания, которая должна была отвечать задачам строительства нового общества.

В своих учреждениях он создавал коллектив, основанный на принципах соединения воспитания и обучения с производительным трудом (воспитанники работали в мастерских и в цехах заводов, на полях и на фермах, в саду и на огороде). Настоящий, «взрослый» характер придавали труду детей такие элементы, как норма, зарплата, заказ, расценки, прибыль, себестоимость и т.д., поэтому производительный труд являлся одним из главных системообразующих видов деятельности. Другими видами деятельности в учреждениях Макаренко были: учеба, разнообразная деятельность по организации досуга (клуб, кружки, художественная самодеятельность, игры, техническое творчество, театр, кино, вечера, праздники), организаторский труд, участие в многообразной работе по управлению коллективом. Прочность внутренних связей между такими компонентами, как учение, производительный труд, быт, общественная жизнь, совместная деятельность взрослых и детей реально обеспечивалась самоуправлением.

Ядро учения А.С. Макаренко - теория воспитательного коллектива, в котором формируются присущие объединению людей нормы, стиль жизни и отношения. Он разрабатывал вопросы строения и организации коллектива, методов воспитания в нем, взаимоотношений с личностью ребенка и связи с другими коллективами, методику организации трудового и эстетического воспитания, формирования сознательной дисциплины, создания воспитывающих традиций. Его организационно-педагогические находки - разновозрастные отряды, советы командиров, общее собрание - были привлекательны для воспитанников.

А.С. Макаренко определил стадии развития коллектива: его создание, становление и сплочение в единую организацию с системой самоуправления и сложившимися традициями. Коллектив в своем развитии не может оставаться на месте - он либо совершенствуется, либо деградирует. Эту закономерность он назвал «законом движения коллектива». Для того, чтобы не произошло остановки и отката назад, перед коллективом необходимо ставить ряд взаимосвязанных между собой и удаляющихся по времени в будущее реально достижимых целей (перспектив). Такие цепочки перспектив (близкая – средняя - далекая) Антон Семенович назвал перспективными линиями. Коллектив рассматривался Макаренко как средство воспитания личности. Коллектив состоит из детей с различными качествами и, если его члены взаимно обогащают друг друга своими знаниями, умениями и другими индивидуальными чертами, то он становится благоприятной средой для развития личности, для формирования гражданина демократического общества.

Центральное значение в педагогической концепции имеет понятие «требование»: чем выше уровень требований, предъявляемых к человеку, тем выше должна быть мера уважения к нему.

Воспитанию в семье посвящена «Книга для родителей» (1937). Макаренко утверждал, что воспитать ребенка правильно легче, чем его потом перевоспитывать. Семья как коллектив, авторитет родителей, стиль взаимоотношений в семье определяют успех воспитания.

А. С. Макаренко считал, что игра имеет для ребенка такое же значение, как для взрослого работа. Вся история отдельного человека как деятеля и работника может быть представлена в развитии игры и в постепенном переходе ее в работу. Отмечая влияние игры на детей и подростков, Макаренко раскрыл в лекциях о воспитании детей проблемы методики игры, связь между игрой и работой, дал классификацию игрушек (готовые или механические – куклы, автомобили и т.д.; полуготовые - конструкторы, кубики; различные материалы).

Проблемы этики наиболее полно и последовательно изложены Макаренко в работах «Воля, мужество и целеустремленность», «О коммунистической этике» (1939) и др. В них он исследовал, как в советском обществе развиваются новые формы нравственного поведения и накапливается новый моральный опыт, привычки. В тесном единстве с этикой рассматривал проблемы эстетики. Стремление к красоте - рычаг, которым можно повернуть человека к культуре. Эстетические критерии примеримы не только в искусстве, но и в жизни, в быту, в труде, в отношениях между людьми. Он провозглашает эстетику поведения: красоту разумного поступка, одухотворенного поведения.

Произведения А.С. Макаренко издавались в СССР около 250 раз, последнее собрание сочинений вышло в 8 томах в 1983-1986 гг.

Вопрос № 17. Современная оценка педагогического наследия

Антона Семеновича Макаренко (1888–1939)

А.С. Макаренко подвергался критике еще при жизни:

- в 20-е годы ему ставили в вину увлечение дореволюционной педагогикой, стремление к утверждению авторитаризма, дисциплины, наказаний, педагоги-современники не принимали его революционной активности, увлечения коллективистскими формами и др.;

- в 30-е годы Макаренко критиковали за приверженность Декларации о единой трудовой школе (1918), за демократизм и внедрение самоуправления.

После смерти его образ был канонизирован в качестве классика марксистской педагогики. На протяжении десятков лет в педагогической литературе давался односторонний анализ, часто фальсифицирующий и искажающий подлинный смысл педагогического новаторства Макаренко. Его эксперименты механически переносились в массовую практику советской школы, ПТУ и исправительно-трудовых учреждений. До середины 80-х годов издания его трудов выходили с купюрами (изъята примерно четвертая часть «Педагогической поэмы») и значительными исправлениями, комментарии носили ярко выраженный идеологический характер.

В 80-90-е гг. к творчеству Макаренко предъявлялись обвинения в приверженности сталинизму, олицетворению карательной педагогики, авторитарного воспитания.

Теория А.С. Макаренко вписывалась в систему ценностей советского социума, но если функцией тоталитарно-советского коллектива было подчинение вплоть до уничтожения, то для Макаренко основная функция коллектива – подчинить, чтобы защитить, т.е. главным фактором была защищенность человека в группе, при этом коллективное не навязывалось сверху, а принималось как личностно значимая ценность. Важнейшие признаки благоприятного психологического климатаколлектива (по Макаренко): мажор как отношение к жизни, чувство собственного достоинства, гордость за свой коллектив, защищенность личности, соблюдение норм поведения. Высокий уровень дисциплины поддерживался коллективным настроением и осознанием каждым коммунаром открывающихся перед ним перспектив. Выходя из коммуны, воспитанники получали 3 документа: об окончании школы, квалификационную и сберегательную книжки – это было практическим обеспечением принципа «перспективных линий».

Упреки в адрес Макаренко об отрицательном воздействии коллективных форм организации детей (разновозрастные отряды, советы командиров, общее собрание) на формирование личности носят спорный характер. Осуществляемые творчески и неформально, эти формы дают значительный воспитательный эффект (например, в коммунарской методике, разработанной Игорем Петровичем Ивановым и его единомышленниками в конце 50-х годов XX в.), тогда как их массовое, шаблонное повторение может привести к негативным результатам, как это происходило во многих мероприятиях пионерской организации. Главная заслуга Антона Семеновича в том, что вопреки давлению педагогических чиновников, атмосфере культа личности и усилению авторитарных тенденций в жизни общества, он боролся за утверждение гуманистической педагогики.

Деятельность Макаренко привлекает внимание многих зарубежных исследователей. Значительную исследовательскую, текстологическую и публикаторскую работу провели сотрудники Маркбурского университета в Германии, где с начала 60-х годов действует Макаренковская лаборатория.

Многие из американских педагогов категорически отрицают педагогику Макаренко, однако в условиях кризиса американской школы вследствие злоупотребления демократическими принципами многие видят решение проблем через вовлечение каждого индивида в некую общность, что будет способствовать взаимодействию между учениками и учителями. В Японии оценили социальную направленность педагогики А.С. Макаренко: его метод, особенно в отношении организационного строения коллектива, стал нормой, закрепленной в традициях предприятий, фирм, а также лучших в мире школ для менеджеров.

В России в настоящее время проводятся международные конкурсы им. А.С. Макаренко («макаренковские педагогические чтения»). В Нижегородском ГПУ действует исследовательская лаборатория «Воспитательная педагогика А.С. Макаренко». В Полтавском педагогическом институте действует центр макаренковедения.

Вопрос № 18. Проблемы гуманистической педагогики в трудах и деятельности

Василия Александровича Сухомлинского (1918–1970)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow