Педагогическая система

Жизнь и педагогический путь.

Родился на Украине, возле села Павлыш под Кременчугом, в крестьянской семье. С 17 лет учительствовал в сельской школе, в 1938 г. заочно закончил Полтавский педагогический институт. В 1941 г. добровольцем ушел на фронт, был тяжело ранен и до конца дней своих носил в груди вражеские осколки. После длительного лечения в госпитале работал директором в Удмуртии в сельской школе. Весной 1944 г. вернулся на родину в Кировоградскую область, работал заведующим районным отделом народного образования.

С 1948 г. и до самой смерти (2 сентября 1970) работал директором Павлышской школы. За 22 года В.А. Сухомлинский не использовал ни одного отпуска. Его рабочий день начинался задолго до рассвета за письменным столом: он писал о своей школе, о детях, спеша поделиться с людьми своими мыслями, находками.

В 1958 г. он защитил кандидатскую диссертацию, в 1968 г. его избрали членом-корреспондентом Академии педагогических наук СССР.

Его перу принадлежат 41 монография и брошюра, более 600 статей. Среди них такие, ставшие педагогическими хрестоматиями книги, как: «воспитание коллективизма у учеников» (1956), «Сердце отдаю детям» (1969), «Павлышская средняя школа» (1969), «Рождение гражданина» (опубликована в 1971). Общий тираж его книг составляет около 4 млн. экземпляров.

Еще при жизни к Сухомлинскому пришло всенародное признание, ему было присвоено звание Героя Социалистического труда.

Основную идею своей педагогической концепции Сухомлинский выразил в четкой формуле: «Человека можно воспитать только добром». И дальше пояснял: «Все годы моей воспитательной работы были годами заботы о возвышении человеческого достоинства ребенка... Задаче возвышения человека я всегда стремился подчинить жизнь детского коллектива. Все методы и приемы воспитания, какими бы мудрыми они ни были, рассыпаются как карточные домики, если в фундаменте их не лежат уважение к человеку и вера в его возможность стать лучше. Маленький человек должен постоянно чувствовать эту веру и уважение».

Исходя из этих положений, Сухомлинский высказывал негативное отношение к наказани­ям (статья «Воспитание без наказаний»). Наказание вызывает страх у ребенка, оскорбляя его, воспитывает угодничество, ложь, жестокость. Чтобы пробудить в человеке желание стать лучше, нужно увидеть его лучшие качества и суметь показать ему, каким он может быть.

Одним из основных путей возвышения человека Сухомлинский считал воспитание его потребностей, прежде всего потребности в труде. В Павлышской школе была разработана детальная программа трудового воспитания, завершавшаяся профессиональной подготовкой к сельскохозяйственному труду. Детский труд следует организовать как процесс радостных достижений. Раннее включение в труд позволяет найти каждому подростку дело по душе, которое может перерасти в призвание, утвердить человеческое достоинство.

Сухомлинский выстроил иерархию потребностей: потребности материальные, потребности познания и потребности общения. Считал, что успех воспитания во многом определяется развитием эмоциональной сферы учащихся, ориентировки на нее воспитательного процесса. К прекрасному в человеке следует, по мнению Сухомлинского, идти через познание прекрасного в окружающем мире. В детстве человек должен пройти эмоциональную школу - школу воспитания добрых чувств. Павлышский педагог последовательно рассматривает детали среды, которые постоянно и неназойливо должны обращаться к душе ребенка: это окружающая природа, произведения искусства, народное творчество. Человек, считал Сухомлинский, является сыном природы, он не должен противоречить ее основным законам. Каждый ученик его школы посадил не менее 100 деревьев. Особое значение он придавал сказке, благодаря которой ребенок познает мир умом и сердцем. Сочинение детьми сказок рассматривал как средство их интеллектуального, нравственного и эстетического развития.

Мир прекрасного для ребенка начинается в семье. От любви к матери, к своему дому, по мнению Сухомлинского, пролегает путь к действенной любви к Родине - этого высшего нравственного качества, с которым связано гражданское воспитание. Идея долженствования проходит через все его наследие: «Тревога, забота личности об истоках общего блага, о зависимости личного счастья от счастья общего - это цемент, скрепляющий кирпичи индивидуального блага в прочное здание всеобщего счастья».

На уроках Сухомлинский претворил идеи воспитывающего и развивающего обучения. Он широко использовал задания проблемного, творческого характера, особенно сочинения. Предупреждал педагогов о недопустимости перегрузки учащихся.

Сформулировал требования к учителю: умение проникнуть во внутренний мир ученика; умение сопереживать ученику; умение встать на его позицию; поддерживать, развивать у него достоинство; быть милосердным, уметь прощать. «...Учителю надо обладать огромным талантом человеколюбия и безграничной любовью к своему труду, к детям».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: