Жизнь и педагогический путь

Цель воспитания. Теория элементарного образования.

Жизнь и педагогический путь, основные произведения.

Родился в Швейцарии в семье врача (его отец рано умер, мальчик воспитывался матерью), учился в коллегиуме (высшее учебное заведение) на филологическом и философском отделениях. В 19 лет прочел работы Ж.-Ж. Руссо, которые оказали на него огромное влияние. Он решает посвятить себя служению народу. Как демократ, наивно веривший в возможность изменения жизни путем воспитания и просвещения, он считал, что источник бедствий - невежество людей, поэтому школа – это важнейший рычаг переустройства общества. На небольшое наследство и приданое жены он покупает имение «Нейгоф» (1774-1780) и открывает там «Учреждение для бедных», собрав около пятидесяти детей в возрасте от 8 до 15 лет, пытается соединить производительный труд детей с их обучением и воспитанием (обучал их письму, чтению, географии и одновременно – работе в прядильной и ткацкой мастерских). Дети должны были готовиться к будущей трудовой жизни, зарабатывать на свое содержание. Отношения между воспитателем и детьми строились по типу семейных, в основе отношений - искренняя любовь к детям. Однако вскоре из-за долгов приют пришлось закрыть.

В эти же годы он занимается воспитанием собственного сына, пишет «Дневник отца».

Восемнадцать лет Песталоцци занимался литературной деятельностью и стал европейски известен. В 1798 году правительство Швейцарии поручает ему создать приют для беспризорных детей в городе Станце. В здании бывшего монастыря собралось 80 детей от 5 до 10 лет в ужасном состоянии. Главной целью, по Песталоцци, было развитие в детях истинной человечности, их нравственное самоусовершенствование. Средством осуществления этой цели была самоотверженная любовь к детям, с утра до вечера он был среди детей: «Моя рука лежала в их руке, и мои глаза смотрели в их глаза. Мои слезы текли с их слезами... Их пища была моей пищей. У меня ничего не было: ни дома, ни друзей, ни прислуги; были только они...». Но приют продержался всего полгода и был закрыт, т.к. здание понадобилось для госпиталя. Однако эксперимент не прошел бесследно. Один из биографов Песталоцци писал: «...из безумия в Станце вышла начальная школа XIX века».

В 1800 году Песталоцци создал институт (школа с интернатом, отделение для подготовки учителей) в Бургдорфе, а затем перевел его в Ивердон (1805-1825). Это учебное заведение получило мировую известность.

Основные произведения И.Г. Песталоцци: «Лингард и Гертруда» (1781–1787), «Как Гертруда учит своих детей» (1801), «Лебединая песня» (1826).

Цель воспитания - развить все природные силы и способности человека (разносторонне и гармонично). Воспитание должно находиться в согласии с природой ребенка, быть природосообразным. Воспитание начинается с рождения ребенка в семье: «Час рождения ребенка является первым часом его обучения». Песталоцци различал умственные, физические и нравственные силы человеческой природы, считал, что их следует развивать во взаимосвязи, избегая односторонности. Песталоцци является автором теории элементарного образования, которое должно строиться на самых простых, основных элементах.

Составляющие образования Цель Средства воспитания
Физическое воспитание Развить и укрепить все физические силы и возможности Простейшие движения ребенка в повседневной жизни (когда он ходит, ест, поднимает что-либо). Спортивные игры, военные упражнения, строевые занятия, походы, экскурсии.
Трудовое воспитание Подготовить детей к труду в производстве. Труд как средство развития личности Участие детей в производительном труде: за ткацким станком, в поле, на животноводческой ферме (Песталоцци хотел создать азбуку трудовых умений, состоящую из упражнений в простейших видах трудовой деятельности: носить, бросать, толкать и т. д.).
Нравственное воспитание Воспитать деятельностную любовь к людям Семейное воспитание (нравственность закладывается в семье, прежде всего, через любовь к матери). Упражнения в нравственных поступках, требующих самоограничения. Построение отношений в учебных заведениях по типу семьи.
Умственное образование Накопить запас знаний и развить умственные способности (развивающее обучение) Выделил простейшие элементы всякого знания - число, форма, слово, поэтому элементарное обучение сводится к умению считать, измерять, владеть речью. Чувственное воспитание - исходный элемент познания, упражнения по развитию наблюдательности. Система упражнений (например, упражнения в изображении прямых и кривых линий – элементов букв – для приобретения навыков письма и др.). Расширение содержания начального образования (чтение, письмо, арифметика с началами геометрии, рисование, пение, гимнастика, необходимые знания по географии, истории, естествознанию).

Песталоцци выдвинул идею саморазвития сил, заложенных в каждом человеке: «Глаз хочет видеть, ухо - слышать, нога - ходить, рука - хватать. Но также и сердце хочет верить и любить. Ум хочет мыслить». Основной целью обучения Песталоцци считал возбуждение ума детей к активной деятельности, развитие их познавательных способностей. Крупнейшим его вкладом в дидактику является идея развивающего обучения. Швейцарский педагог значительно глубже, чем его предшественники, разработал вопросы наглядности обучения. Он писал, что ребенка с ранних лет надо знакомить с окружающими его предметами, развивать у них наблюдательность.

Т.о. Песталоцци является основоположником теории начального обучения, он связал обучение с воспитанием и развитием ребенка (развивающее обучение), развил идею соединения обучения с производительным трудом, разработал методику дошкольного и начального обучения. Как личность Песталоцци - «вечный пример», подвижник, отдавший все детям. На памятнике Песталоцци начертано: «Человек, христианин, гражданин. Все для других, ничего для себя».

Вопрос № 13. Педагогические взгляды представителей различных общественных течений в России середины XIX в.

(В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов)

Представители революционно-демократического направления в России не писали специальных трактатов по педагогике, однако в своих статьях они сформулировали четкую программу реформирования образования в России. Правомерно считать родоначальником большинства из этих идей Виссариона Григорьевича Белинского (1811-1848). Высшего развития педагогические взгляды революционеров-демократов нашли в работах Николая Гавриловича Чернышевского (1828-1889) и Николая Александровича Добролюбова (1836-1861). Наиболее общее в их взглядах отражено в таблице.

Факторы развития человека Взаимодействие биологического и социальных факторов с преобладанием последнего: «Создает человека природа, но развивает и образует его общество» (В.Г. Белинский).
Цель воспитания Воспитать личность, которая служит общему благу, любит всех людей и способна подняться на борьбу с неразумным строем, активного общественного деятеля, защитника интересов народа, личность всесторонне развитую как в духовном, так и физическом отношении. «Главная задача человека во всякой сфере деятельности, на всякой ступени в лестнице общественной иерархии – быть человеком» (В.Г. Белинский).
Отношение к существующей школе Резко отрицательное. Критика сословного характера, засилия религии, антидемократизма, авторитаризма. Требование всеобщего обязательного образования.
Основы нравственного воспитания Воспитание действенной любви к родине и своему народу. «Историческое значение каждого русского человека измеряется его заслугами родине; его человеческое достоинство - силой его патриотизма» (Н.Г. Чернышевский). Основа нравственности - гуманное отношение к людям в сочетании с ненавистью к угнетателям.
Воспитание сознательной дисциплины Необходимость соблюдения установленного порядка. Недопустимость физических наказаний. Дисциплинированность обеспечивается положительными примерами, заботливым отношением учителя к школьникам, постоянством требований, разъяснением воспитанникам их обязанностей.
Основная направленность содержания образования Резкая критика сословности и ранней профессионализации образования. Сторонники общечеловеческого воспитания. Недопустимость однобокости образования, выступали за органическое сочетание гуманитарных и естественных дисциплин. Подчеркивали воспитывающий характер русской классической литературы.
Методы обучения Выступали за воспитывающее, развивающее обучение, усиление самостоятельной работы учащихся, особенно самостоятельного чтения. Особое внимание уделялось реализации принципа сознательности.
Отношение к женскому образованию Сторонники эмансипации женщины, равного образования для мальчиков и девочек: «без образования матерей семейства действительно нельзя водворить совершенно правильных и добрых отношений в семействах» (Н.А. Добролюбов).

Педагогические взгляды революционеров-демократов были проникнуты высочайшим гуманизмом, верой в русский народ и его великое историческое предназначение. Эти идеи оказали огромное влияние на развитие прогрессивной отечественной педагогики.

Вопрос № 15. Педагогическая деятельность Льва Николаевича Толстого

Великий русский писатель Л.Н. Толстой (1828 – 1910) был также выдающимся педагогом-гуманистом. Образование народа он считал важнейшим делом своей жизни: «А дело не то, что первой важности, а самое важное в мире, потому что все, что мы желаем осуществить, может осуществиться только в следующих поколениях». Мировоззрение Л.Н. Толстого было противоречивым: в различные периоды его жизни оно во многом определяло его педагогические взгляды и деятельность.

Период Основная деятельность
Филантропический (1859-1861). Благотворительная деятельность по открытию школ для крестьянских детей: «Марфутку и Тараску выучить хотя бы немножко тому, что мы сами знаем».
Создание школы свободного воспитания (1861-1862). Резкая критика существующей школы. Пропаганда идей свободного воспитания и их реализация в Яснополянской школе. Издание журнала «Ясная поляна».
Методический (70-е годы XIX в.) Написание «Азбуки» (1872)(энциклопедия знаний для начального этапа обучения), «Новой азбуки» (1875), «Книги для чтения» (1875), составление курса арифметики. В 1874 г. статья «О народном образовании» (рассматривал вопрос о школе с позиции патриархального крестьянства, резко критиковал земства за то, что они сдерживают активность крестьян, которые стремятся сами создавать сельские школы). Буквослагательный метод обучения грамоте.
Религиозно-нравственный (70-е-90-е гг. XIX в.). В основе воспитания и образования - «толстовская» религия: признание, что человек носит бога в самом себе, всеобщая любовь к людям, всепрощение: «Религия есть единственное законное и разумное основание воспитания».

В Яснополянской школе (1861-1862) Толстым была предпринята попытка реализовать на практике идеи свободного воспитания (уважение личности ребенка, развитие его активности и самодеятельности).

«Школа помещается в двухэтажном каменном доме. Две комнаты заняты школой, одна - кабинетом...» (физическим).»... Предметов - 12, классов – 3 (младший, средний, старший), учеников - всех 49, учителей - 4, уроков в продолжение дня от 5 до 7». «...Предметы по расписанию распределяются следующим образом: 1) чтение; 2) писание; 3) каллиграфия; 4) грамматика; 5) священная история; 6) русская история; 7) рисование; 8) черчение; 9) пение; 10) математика; 11) беседы из естественных наук; 12) закон божий». «Уроков на дом не задают... Никакого урока, ничего сделанного вчера, он (ученик) не обязан помнить нынче. Его не мучит мысль о предстоящем уроке».

«Учитель входит в комнату, а на полу лежат ребята, кричащие: «Мала, куча!..., Петр Михайлович!» – кричит снизу кучи голос входящему учителю: «Вели им бросить!». «Здравствуйте, Петр Михайлович!» – кричат другие, продолжая свою возню. Учитель берет книги и раздает их тем, кто пошел с ним к шкафу... куча понемногу уменьшается... Дух войны улетает, и дух чтения воцаряется в комнате...». «Садятся они, где кому вздумается: на лавках, столах, подоконнике, полу и кресле». «По моему мнению, внешний беспорядок этот полезен и незаменим, как он ни кажется странным и неудобным для учителя...» «Школьники - люди, хотя и маленькие, но люди, имеющие такие же потребности, какие и мы... Им весьма легко будет дойти до заключения, что надо подчиниться известным условиям для того, чтобы учиться».

«Учителя составляют планы преподавания на будущую неделю. Планы эти каждую неделю не исполняются, а изменяются сообразно требованию учеников» (отрывок из журнала «Ясная поляна» за март-апрель 1862 г.).

Учебный день делился на две части: с 9 до 12 ч., с 15 до 18-19 ч. (с 12 до 15 ч. – обеденный перерыв). Перед обедом занимались гимнастикой: в отдельной комнате были сооружены перекладины, кольца, стояли гири и другие спортивные приспособления. Обязательного посещения школы от детей не требовалось, но они посещали ее и настолько заинтересовывались занятиями, что им приходилось напоминать, что пора идти домой. Отношение родителей к школе в основном было положительным. Толстой преподавал в старшем классе математику, историю, вел беседы по физике. Среди методов обучения особое место отводил живому слову учителя (рассказ, беседа).

Особенности учебных книг Л.Н. Толстого: высокая художественность, лаконичность, простота, доступность детскому пониманию, занимательность, превосходный русский язык. Преобладает форма художественных рассказов из русской жизни, особенно деревни, материал на нравственные темы. «Новая азбука» и «Книги для чтения» выдержали свыше 30 изданий.

Ведущие прогрессивные педагогические идеи Л.Н. Толстого:

r «Глубокая любовь и уважение к ребенку, гуманистический подход к его воспитанию».

r «Родившись, человек представляет собой первообраз гармонии, правды, красоты и добра».

r «Школа хороша только тогда, когда она осознала те основные законы, которыми живет народ».

r Школа должна давать детям широкий круг знаний, всесторонне развивать их творческие силы.

r Учение должно основываться на интересе.

r Детей надо учить так, чтобы они самостоятельно формулировали выводы, вытекающие из наблюдений, опытов. Изучать предметы и явления надо преимущественно в естественной обстановке.

r Л.Н. Толстой призывал к творческому поиску, эксперименту. Считал, что школа может стать орудием образования только тогда, «когда каждая школа будет, так сказать, педагогической лабораторией...».

Вопрос № 16. Жизнь и педагогический путь Антона Семеновича Макаренко

(1888–1939), основные положения педагогической теории

Родился в г. Белополье на Украине в семье рабочего. После окончания Кременчугского городского училища и педагогических курсов при нем (1905) учительствовал в поселке Крюков на станции Долинская (1911-1914). Преподавал русский язык, черчение и рисование, после уроков увлекал детей играми, походами, устройством костюмированных вечеров, спектаклей, создал духовой оркестр, организовал бытовой и сельскохозяйственный труд учащихся по бригадам. Окончив Полтавский учительский институт (1914-1917) с золотой медалью, заведовал железнодорожным училищем в Крюкове и городским училищем в Полтаве.

С 1920 г. по 1928 г. руководил трудовой колонией им. М. Горького для несовершеннолетних правонарушителей близ Полтавы, в 1926 г. переведенной в Куряж под Харьков (А.С. Макаренко отразил ее деятельность в «Педагогической поэме», 1933-1935, переведена на многие языки мира). В повестях «Флаги на башнях» (1938) и «Март 30 года» (1932) изложен опыт работы трудовой коммуны им. Ф.Э. Дзержинского, где Антон Семенович работал с 1927 по 1935 годы. С 1935 по 1937 годы Макаренко служил в управлении трудовых колоний НКВД УССР. Осенью 1936 года возглавил колонию для совершеннолетних № 5 в Броварах под Киевом. В 1937 году переехал в Москву и посвятил себя литературной и общественно-педагогической деятельности. Скоропостижно скончался 1 апреля 1939 года от паралича сердца, похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. Памятник на могиле изображает детей, скорбящих о любимом учителе, который был для них другом и духовным отцом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: