Получение информации

Общие положения

Информационное обеспечение принятия управленческих решений

В данном разделе технологии разработки решений рассматриваются в кибернетическом подходе. Управление есть получение, передача, переработка, хранение и использование информации[139]. Каждый из этих частных информационных процессов одновременно есть составляющая процесса управления и, одновременно, объект управления: «управление процессом управления».

Информация, используемая для разработки и принятия управленческих решений должна обладать следующими свойствами:

· полнотой;

· отсутствием избыточности;

· достоверностью;

· оперативностью.

Получение информации осуществляется как определение (уточнение) параметров модели объекта управления.

Собственно получение информации (сбор необходимых данных, формирование необходимых информационных структур) обычно организационно отделено от ее переработки для принятия решения. Получение информации может осуществляться на основе заранее заданных норм (как правило, для периодически собираемой информации), включая формы документов, периодичность их обновления и передачи, состав исполнителей и распределение функций и др. вопросы, или на основании запросов.

Модель объекта необходимо иметь перед созданием нормативной базы для сбора информации или посылкой запроса на получение информации; модель должна быть известна как получателю информации, так и тому, кто непосредственно формирует информацию. Запрос должен касаться конкретных параметров модели.

Как показано в разделе 1, следует различать онтологическое, идентифицирующее и ситуационное знание об объекте управления. Онтологическое знание нужно иметь a priori. Получение информации может касаться уточнения идентифицирующего знания и формирования ситуационного.

Семантический и прагматический аспекты информации. Прагматический аспект «оторван» от семантического: действия часто осуществляются не на основе понимания, а на основе стереотипов (репродуктивная деятельность). Соответственно, получение информации может быть направлено на понимание или только на совершение действия. В последнем случае не нужна информация, непосредственно не влияющая на выбор данного решения. В первом случае информация накапливается, уточняя понимание, что может не проявиться в сегодняшних решениях, но пригодиться завтра для осмысливания динамики объекта управления и принятия решений, в том числе, носящих стратегический характер.

Проблемы достоверности и оперативности, полноты и неизбыточности получаемой информации. Полезность информации, критерий А.А.Харкевича.

Тому, кто собирает информацию и передает ее в орган переработки и принятия решения нужно задать следующие эпистемологические единицы: методику, язык (текст, таблицы, формы, др.). Запрос формируется в отношении фактов, на их основании при переработке информации формируются проблемы и задачи.

Формы организационно-распорядительных документов для информационного запроса: инструкции, методики, указания; планы, распоряжения, приказы о сроках сбора и передачи информации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: