Формы управленческих решений

Содержание управленческих решений

Если управленческое решение инициирует единичное действие, его содержание включает три элемента:

· кому адресовано решение (кто должен выполнить действие);

· описание действия;

· возложение контроля за выполнением действия на должностное лицо организации.

Решение, вводящее новую или изменяющее действующую институциональную норму включает три элемента нормы[136]:

1) гипотезу – элемент нормы, указывающий на условия ее действия (время, место, субъектный состав), которые определяются путем закрепления определенных юридических фактов[137]. Может быть абсолютно определенной, абсолютно неопределенной (предоставляет право нижестоящим руководителям применять норму в необходимых случаях по собственному усмотрению) или относительной (содержит указания на ограничительные условия действия). В другом отношении может быть общей (определяет условия действия нормы общими родовыми признаками) или конкретной (казуистической, устанавливающей частные специальные условия действия нормы, например, путем перечисления соответствующих юридических фактов);

2) диспозицию – определяет модель поведения субъектов путем установления прав и обязанностей, возникающих при указанных в гипотезе условиях – это основная регулирующая часть нормы;

3) санкцию – последствия для субъекта, реализующего диспозицию (поощрение или наказание).

Вводимые институциональные нормы могут быть следующих типов:

· императивные нормы, фиксирующие обязанности, не допускающие выбора, механизм принуждения к исполнению которых обеспечивается формальной властью;

· диспозитивные нормы – фиксирующие обязанности, выбираемые субъектом самостоятельно или по договоренности с другими субъектами (на основе договора) – т.е. добровольные обязательства, механизм принуждения к исполнению которых запускается только в случае нарушения прав одной из сторон договора;

· императивные нормы, фиксирующие полномочия, т.е. право осуществлять принуждающее, силовое действие по отношению к другим субъектам;

· императивные нормы, фиксирующие права, т.е. определяющие границы зоны дискреционного поведения; механизм принуждения к исполнению таких норм также запускается в случае нарушения прав.

Решение, вводящее или изменяющее институциональную норму, должно содержать указание, на кого возлагается осуществление контроля и принуждения лиц, не выполняющих норму, к ее выполнению, включая применение санкций, если это не установлено нормативными актами большей юридической силы.

Контроль выполнения нормы в организации возлагается на должностное лицо более высокого уровня, чем лицо, непосредственно ответственное за выполнение функции, которой касается норма (часто на заместителей руководителя, если они не являются одновременно руководителями подразделений, ответственных за выполнение нормы), либо на лиц, функциональной обязанностью которых является выполнение контроля: контролеров, ревизоров, аудиторов. Результаты контроля доводятся, в зависимости от состава контролируемых норм, до собственника, коллегиального органа управления (собрания акционеров, совета директоров, наблюдательного совета и пр.) или до исполнительного органа (правления, руководителя). В государственном и муниципальном управлении контроль осуществляется специальными организациями: счетными палатами, контрольно-ревизионными управлениями, правоохранительными органами и иными органами государственного надзора (прокуратурой, милицией, органами метрологического надзора, технического надзора, инспекциями, контрольными подразделениями законодательных или исполнительных органов власти и др.). Субъект контроля в государственном и муниципальном управлении определяется законом. Лицо, осуществляющее принуждение, называется инфорсер. Примеры инфорсеров, действующих от лица государства как гаранта нормы, – судебный пристав, инспектор ГИБДД. В организациях в случаях наложения дисциплинарных взысканий в роли инфорсера выступает руководитель.

Управленческие решения излагаются в письменной (документированной) или устной форме.

Виды документированных управленческих решений в организации:

1) Локальные нормативные акты – правоустанавливающие документы, которые разрабатываются в целях установления обязательных к исполнению норм деятельности организации, ее подразделений и работников, занимающих определенные должности.

Локальный нормативный акт может устанавливать права, полномочия, обязанности и ответственность подразделений и работников, занимающих определенные должности, а также определять правила совершения определенных действий или выполнения определенных функций. Принятие локального нормативного акта относится к организационным решениям.

Локальные нормативные акты могут издаваться в форме положений, инструкций, регламентов, приказов, указаний.

Положения, инструкции, регламенты устанавливают комплекс взаимосвязанных норм, относящихся к регулированию определенного вида деятельности или отношений в организации.

Положения определяют порядок создания, реорганизации и ликвидации подразделений, права, полномочия, обязанности и ответственность подразделения, организацию его деятельности (положения о подразделениях), или комплекс взаимосвязанных норм в определенной области деятельности (например, положение о материальном стимулировании работников организации).

Инструкция устанавливает правила, регулирующие научно-технические, технологические, финансовые и иные узкоспециальные стороны деятельности подразделений Компании и ее работников, занимающих определенные должности (например, инструкция по делопроизводству, инструкция по формированию фонда материального стимулирования).

Регламент устанавливает однозначно предписываемую последовательность действий по реализации какого-либо процесса (регламент выполнения бизнес-процесса).

Локальные нормативные акты, касающиеся отдельных норм, издаются в форме приказа.

Указание (в том числе, методические указания) является вспомогательным правоустанавливающим документом и издается по вопросам организации и/или методики исполнения других локальных нормативных актов, может иметь силу обязательного для исполнения или рекомендательного документа, что должно быть указано в тексте документа.

Нормативные акты органов государственного и муниципального управления издаются в форме законов, постановлений и распоряжений.

2) Распорядительные (оперативно-распорядительные) документы издаются в целях совершения работниками организации действий, не предусмотренных нормативными актами, или когда совершение действия, согласно нормативным актам, требует издания распорядительных документов (прием на работу, увольнение, выплата премии и т.п.).

Распорядительные документы в организациях могут издаваться в форме приказов или распоряжений.

Приказ – распорядительный документ, предписывающий или запрещающий определенные действия в определенных условиях, распространяющийся на широкий или неопределенный круг лиц, подчиненных руководителю организации, и на относительно длительный или неопределенный интервал времени.

Распоряжение – документ, предписывающий или запрещающий выполнение определенного действия определенным лицом (лицами) в конкретный, точно установленный срок.

Предписание совершить конкретное действие конкретному лицу в конкретный срок оформляется в виде приказа, если это установлено законом или иными государственными нормативными актами (приказы о приеме на работу, о наложении дисциплинарного взыскания и т.п.)

Юридическую силу распорядительного документа имеют также другие документы (решения совещаний, графики выполнения работ и др.), утвержденные руководителем организации, и резолюции, наложенные руководителем организации на внутренних документах, полученных им от работников, или на входящих документах.

Распорядительные документы органов публичной власти издаются в форме распоряжений (губернатора, главы города и т.п.)

В устной форме могут излагаться распоряжения или указания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: