Организация процесса разработки и принятия решения

Управленческое решение и право

Решение есть одновременно акт реализации права и акт создания права.

Каждое решение, оформляемое нормативно-правовым актом (в организации – локальным нормативным актом или распорядительным документом), имеет определенную юридическую силу. В зависимости от статуса нормативно-правовых актов формируется иерархия решений по уровню юридической силы и определяется место каждого принимаемого решения как правового акта в этой иерархии. Локальные нормативные акты и распорядительные документы приобретают юридическую силу постольку, поскольку это установлено нормативно-правовыми актами государства или местного самоуправления.

Решение как акт реализации права реализует нормы, установленные нормативными актами большей юридической силы.

Решение как правоустанавливающий акт подразделяются на решения, устанавливающие свободу (разрешающие), ограничивающие свободу (предписывающие, запрещающие), разграничивающие интересы и создающие компромисс между отдельными требованиями. Решение является основание возникновения прав, обязанностей и ответственности.

Субъект управленческого решения должен обладать правовой компетентностью для принятия решения.

Процесс разработки управленческого решения включает сбор необходимой исходной информации, ее передачу к месту обработки, обработку в соответствии с принятым методом формирования и выбора альтернатив. Порядок выполнения всех этих процедур определяется государственными (муниципальными) или локальными нормативными актами или распорядительными документами, фиксирующими порядок подготовки решения.

К общим правилам организации подготовки и принятия управленческого решения в организации относятся следующие.

1. Проекты локальных нормативных актов разрабатывают и вносят заместители руководителя организации, руководители подразделений на основании поручений руководителя организации либо в инициативном порядке. Рекомендуется создание рабочих групп из наиболее квалифицированных специалистов для разработки проектов нормативных актов, в необходимых случаях – привлечение внешних консультантов.

Локальные нормативные акты приобретают юридическую силу после удостоверения – подписания или утверждения руководителем организации. Подписью удостоверяются локальные нормативные акты, издаваемые в форме приказа. Положения, инструкции, регламенты, указания удостоверяются путем утверждения. Утверждение может быть выполнено с помощью грифа «Утверждаю» на документе, или путем издания приказа об утверждении. Утверждаемые документы не имеют подписи.

На локальных нормативных актах, удостоверяемых грифом утверждения, проставляется печать на грифе. Локальные нормативные акты (приказы), удостоверяемые подписью руководителя, выполняются на фирменных бланках организации и печатью не удостоверяются.

Перед удостоверением, как правило, осуществляется согласование локального нормативного акта. Согласование может быть внутренним (с должностными лицами организации) или внешним (с органами или организациями, имеющими право надзора (контроля) за определенными аспектами деятельности организации или взаимодействующими с организацией в сфере, затрагиваемой согласовываемым нормативным актом). В определенных случаях внешнее согласование может быть установлено в качестве обязательного государственными нормативными актами. Внутреннее согласование осуществляется с теми должностными лицами, которых касаются устанавливаемые нормативным актом права, полномочия, обязанности и ответственность.

Внешнее согласование осуществляется путем получения от согласующего органа (организации) письма, выражающего согласие с содержанием данного нормативного акта или подписи руководителя или уполномоченного на то работника этого органа (организации) на листе согласования, приложенном к согласуемому документу, или подписи указанного лица на грифе согласования («Согласовано») на документе.

Внутреннее согласование осуществляется путем подписи согласующего лица на грифе согласования, в листе согласования или путем визирования документа.

Согласующие подписи проставляются на первом экземпляре документа, как правило, на первом листе.

При необходимости указываются должность и дается расшифровка подписи согласующего лица. Простановка даты согласования обязательна после каждой подписи.

Возражения по проекту локального нормативного акта, возникающие при согласовании, излагаются в справке, которая прилагается к проекту. В таком случае в листе согласования (если согласование осуществляется путем подписи на листе) или при визировании перед подписью делается отметка «Замечания прилагаются».

Если в процессе согласования в проект документа вносятся изменения принципиального характера, то он подлежит повторному согласованию.

Руководитель организации вправе принять решение об утверждении локального нормативного акта без согласования или о согласовании документа с ограниченным кругом лиц, если обязательность согласования не установлена государством.

В целях снижения риска невыполнения утвержденного локального нормативного акта отдельными работниками или подразделениями организации в период разработки акта рекомендуется придерживаться следующих принципов[138]:

· четкая формулировка проблемы, для решения которой разрабатывается новый нормативный акт, определение ограничений решения этой проблемы и обоснование выбора предлагаемого варианта решения; изложение указанных вопросов в пояснительной записке к проекту нормативного акта;

· четкое определение в проекте нового акта круга тех лиц, которых коснутся вводимые изменения деятельности, однозначное описание вводимых или изменяемых норм и условий, при которых они должны применяться;

· установление в проекте нового акта эффективных процедур контроля его выполнения и ответственных лиц;

· своевременное решение вопроса об обучении работников выполнению нового нормативного акта и отражение его в плане работ по внедрению акта;

· проверка наличия достаточных стимулов для работников к выполнению нового нормативного акта (поощрений за выполнение, наказаний за невыполнение) в действующих положениях о материальном и нематериальном стимулировании работников, в необходимых случаях разработка предложений по изменению (дополнению) этих положений и решение этих вопросов одновременно с согласованием нового акта;

· максимально широкое обсуждение проекта нового акта с работниками организации с учетом возможных ограничений распространения информации о новом акте.

2. Распорядительные документы организации издаются на основе единоначалия и подписываются или утверждаются руководителем.

В пределах своих полномочий, установленных локальными нормативными актами, распорядительные документы в форме распоряжений могут издавать заместители руководителя организации и руководители подразделений. Они также могут использовать в этих целях утверждающие подписи и резолюции на других документах.

Проекты приказов (распоряжений) готовят и вносят руководители подразделений на основании поручений руководителя организации, его заместителей, либо в инициативном порядке.

В структуре приказов обычно выделяют три части:

· описание ситуации, породившей необходимость издания приказа;

· цель издания приказа;

· предписание или запрещение совершения определенных действий для достижения указанной цели с указанием круга лиц и периода времени, на которые распространяются эти предписания и запрещения.

Заключительным пунктом приказа контроль за его исполнением возлагается на конкретное должностное лицо.

В структуре распоряжений, а также приказов, выполняющих функции распоряжений и издаваемых в соответствии с требованиями закона или иных государственных нормативных актов, первые две части отсутствуют; в приказах они заменяются ссылкой на основание для издание приказа. Контроль за исполнением распоряжений и приказов данного типа не устанавливается, так как они адресуются конкретному лицу (лицам).

Удостоверение приказов и распоряжений осуществляется подписанием их руководителем организации.

Придание юридической силы распорядительного документа другим документам осуществляется путем их утверждения – проставления подписи в грифе утверждения на документе или изданием приказа об утверждении документа.

На локальных распорядительных документах, удостоверяемых грифом утверждения, проставляется печать на грифе. Распорядительные документы (приказы, распоряжения), удостоверяемые подписью директора, выполняются на фирменных бланках Компании и печатью не удостоверяются.

Согласование распорядительных документов перед удостоверением, регистрация удостоверенных распорядительных документов осуществляется по тем же правилам, что и локальных нормативных актов.

3. Особо следует рассматривать решения, принимаемые на основе партнерства (например, договоры общественного согласия, соглашения), когда решения принимаются несколькими равноправными сторонами, каждая из которых на основании данного решения добровольно принимает на себя обязательства по его исполнению. Исполнители, непосредственно не участвовавшие в принятии такого решения, привлекаются к его исполнению на основе полномочий подписавших решение лиц – т.е. на основе руководства или влияния, осуществляемого этими лицами по отношению к остальным исполнителям.

Подготовка решений, принимаемых на основе партнерства, осуществляется параллельно всеми сторонами. Для координации деятельности сторон по подготовке решения из представителей сторон формируются рабочие группы, комиссии или другие рабочие органы.

При принятии решений важно различать решения, принимаемые единолично (на основе единоначалия) или коллегиально. Коллегиальные решения принимаются на основе компромисса или консенсуса. Компромисс – метод принятия политических решений. Для управленческих решений основным является метод консенсуса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: