Административная школа управления (А. Файоль, М. Вебер)

Основоположник этой школы А. Файоль. Согласно его концепции, изложенной в книге «Общее и промышленное управление» (1910), управлять - значит предвидеть, организовывать, распоряжаться, согласовывать, контролировать.

Объектом интересов Файоля стали организация в целоми процессы управления как таковые, чем до него не занимался никто.

Файоль рассматривал управление как универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций: планирование, организация, подбор и расстановка кадров, руководство (мотивация) и контроль.

Файоль сформулировал 14 принципов административного управления:

1. Разделение труда. Цель разделения труда (специализации работ) - увеличивать объем и повышать качество производства при затрате тех же усилий.

2. Полномочия и ответственность. Каждому работающему должны быть
делегированы полномочия, достаточные для того, чтобы нести ответственность за
выполнение работы.

3. Дисциплина - это, по существу, повиновение, усердие, манера держать себя,
внешние знаки уважения, проявленные соответственно установленному между
предприятием и его служащими соглашению. Состояние дисциплины в каком-либо
социальном образовании всецело зависит от его руководителей.

4. Единоначалие. Служащему может давать приказания относительно какого-
либо образа действия только один начальник... Ни в одном из случаев не бывает
приспособления социального организма к дуализму распорядительства.

5. Единство действий. Все действия, имеющие одинаковую цель, должны
объединяться в группы и осуществляться по единому плану.

6. Подчинение частных интересов общим. Этот принцип гласит, что интересы
служащих пли группы служащих не должны становиться выше интересов
предприятия. Лицом к лицу здесь стоят две категории интересов различного
порядка, но одновременно заслуживающие признания; необходимо постараться их
согласовав. Это одна из крупных трудностей управления.

7. Вознаграждение персонала. Вознаграждение персонала есть оплата исполненной работы. Она должна быть справедливой и по возможности удовлетворять персонал предприятия, нанимателя и служащего.

8. Централизация. Централизация не является системой управления хорошей или плохой сама по себе: она может быть принята или отвергнута в зависимости от взглядов руководителя и от обстоятельств, но в большей или меньшей степени она существует всегда. Вопрос о централизации или децентрализации – вопрос меры. Дело сводится к нахождению степени централизации, наиболее благоприятной для предприятия.

9. Скалярная цепь. Неразрывная цепь команд, по которой передаются все
распоряжения и осуществляются коммуникации между всеми уровнями иерархии.

10. Порядок. Общеизвестна формула материального порядка: определенное место для каждой вещи и всякая вещь на своем месте. Форма социального порядка такова же: определенное место для каждого лица и каждое лицо на своем месте.

11. Справедливость. Для того чтобы поощрить персонал к исполнению своих обязанностей с полным рвением и преданностью, надо относиться к нему благожелательно; справедливость есть результат сочетания благожелательности с правосудием.

12. Постоянство состава персонала. Текучесть персонала является одновременно причиной и следствием плохого состояния дел. Тем не менее, смены в составе неизбежны: возраст, болезни, отставки, смерть нарушают состав социального образования; некоторые служащие теряют способность выполнять свои функции, другие же оказываются неспособными брать на себя более ответственную работу. Таким образом, подобно другим принципам, принцип текучести рабочего состава имеет свою меру.

13. Инициатива. Инициативой называется возможность создания и осуществления плана. Свобода предложения и осуществления его также относится к категории инициативы.

14. Корпоративный дух. Гармония интересов персонала и организации обеспечивает единство усилий.

Наследие Файоля было сохранено и распространено благодаря его ученику Л. Урвику. В 1946 г. он издал книгу «Основы администрирования», где выдвинул принцип общей цели у всех субъектов деятельности, которая является основой их кооперации.

Основная идея Дж. Муни и А. Рейли заключалась в том, что эффективная организация - это система, построенная на строго формальных принципах. В своей работе «Принципы организации» (1939) они определили организацию как одну из форм объединения людей для достижения общей цели.

Другим направлением классической школы менеджмента стала концепция «рациональной бюрократии» крупного немецкого ученого - юриста, экономиста, со­циолога, историка М. Вебера (1864-1920). В не­малой степени она сформировалась под влиянием прусского военного порядка, наглядно продемонстрировавшего роль четкой организации управления войсками и обеспечения их надежного взаимодействия.

Основная работа Вебера «Теория общества и экономическая организация» (1920) посвящена проблеме лидерства и бюрократической структуре власти. Вебер дал характеристику идеальных типов господства и выдвинул положение, согласно которому бюрократия - порядок, устанавливаемый правилами, является самой эффективной формой человеческой организации.

Вебер выделил следующие признаки рациональной бюрократической организации: глубокое разделение труда по функциональному признаку; иерархический характер системы должностей; задачи организации определяются как служебные обязанности для различных должностей; специализация; формально установленная система правил и предписаний; служащие не проявляют личных склонностей; занятость базируется на технической квалификации.

Важным научным итогом деятельности классиков является формулировка про­цессного подходак управлению организацией.

Общими ошибками классиков считаются увлечение формальными моментами, отношение к людям, как к машинам, упор на рациональность, индивидуализм и экономизм поведения людей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: