Методика построения факторных моделей. Виды факторных
ТЕМА 4. Детерминированный факторный анализ
1. Методика построения факторных моделей. Виды факторных моделей.
2. Методы измерения влияния факторов в детерминированном факторном анализе.
Количественное измерение влияния факторов в детерминированном анализе производится на основе факторной модели. Факторная модель представляет собой функциональную зависимость результативного показателя от факторных.
В АХД выделяются следующие виды моделей:
1. Аддитивная, в которой результативный показатель представляется в виде суммы факторных ()
Пример: балансовая прибыль = прибыль от реализации + прибыль от прочей реализации + прибыль от внереализационной деятельности;
Капитал предприятия = собственный капитал + долгосрочные обязательства + краткосрочные обязательства;
2. Мультипликативная ()
Пример: выручка от реализации = количество произведённой продукции´цена
Среднегодовая выручка 1 работника = средняя выработка за 1 час´количество часов в смену´дней в году = среднедневная выручка´количество дней
3. Кратная (отношение факторных показателей)
Пример: рентабельность=
Фондоотдача ОПС=
4. Смешанная (комбинированная) Результативный показатель представляется одновременно в виде суммы, отношения или произведения факторных показателей
Рентабельность = , где
МЗ - материальные затраты
РОТ - расходы на оплату труда
ОТЧ - отчисления на соц. нужды
ПРЗ - прочие затраты.
Построить факторную модель - представить результативный показатель в виде алгебраической суммы, произведения или частного факторных показателей, оказывающих на результативный непосредственное влияние и находящихся с ним в функциональной связи.
Построение факторной модели включает следующие этапы:
1. Выделение структурно-логической модели и построение её в виде схемы. Установление факта детерминированной связи.
Прибыль от реализации: фактический объём продаж, себестоимость, цена
2. Запись исходной факторной модели с выделением факторов первого порядка.
Прибыль от реализации = выручка – себестоимость
П=Ц´Н-С/С´Н, где П - прибыль от реализации
Ц - цена единицы продукции
С/С - себестоимость единицы продукции
Н - физический объём (количество продукции)
П=Н´(Ц-С/С)
3. Представление факторной модели путём выделения факторов второго и третьего порядков
П=, если рассматриваются несколько изделий.
4. Измерение влияния факторов.
5. Формулировка выводов.
Требования к факторной функциональной модели:
ü Факторы должны носить реальный объективный характер
ü Факторные исследования должны носить познавательный характер и практическую ценность
ü Показатели должны иметь единицу измерения, количественное выражение
ü Модель должна обеспечивать равенство общего изменения результативного показателя и суммы его изменений под влиянием каждого фактора.
В теории АХД разработаны следующие методы развития исходной факторной модели, которая имеет вид кратной:
1. Удлинение. Суть его состоит в представлении числителя в виде суммы новых факторов, при этом конечная факторная модель имеет вид смешанной или аддитивной
Уровень затрат на единицу продукции==
=МЕ + ЗплЕ + Уотч + АМЕ + Упрз,где
МЕ - материалоёмкость
ЗплЕ - зарплатоёмкость
Уотч - удельный вес отчислений на соц. нужды
АМЕ - аморт. ёмкость
Упрз - удельный вес прочих затрат
2. Разложение. Состоит в представлении факторного показателя, стоящего в знаменателе, в виде суммы или произведения факторов.
Рпр== Рреал=,где
Рпр - рентабельность продаж
Реал - рентабельность реализации
В - выручка
3.Расширение. Суть состоит в умножении числителя и знаменателя на одинаковые факторные показатели.
=
,где
-среднегодовая выработка одного станка
Вп - выпуск продукции
- среднее количество единиц оборудования
- отработанное время
- среднечасовая выработка
- среднее количество часов, отработанных единицей оборудования за год.
3. Сокращение. Суть состоит в делении числителя и знаменателя на одинаковые факторные показатели. Конечная факторная модель имеет вид кратной.
Рпрод=,где
Рпрод - рентабельность продукции
УЗ - уровень затрат на рубль выручки