Принципы деятельности ЕС
Направления деятельности ЕС
Основными направлениями деятельности ЕС являются
· проведение совместной экономической, финансовой и социальной политики и регулирование общего рынка стран-членов ЕС;
· проведение совместной внешней политики и политики в вопросах безопасности;
· взаимодействие государств-участников в сфере юстиции и охраны правопорядка.
ЕС был создан в 1992 году (Маастрихтский договор): к вопросам взаимодействия в сфере юстиции и охраны правопорядка были добавлены еще две «опоры ЕС» (первая и вторая).
Поскольку ЕС в настоящее время осуществляет свою деятельность не только в экономической, но и в политической сфере, право ЕС представляет собой комплексное образование.
Лиссабонский договор исключил понятие «опоры», включив понятие «направления деятельности», а также заменив «европейские сообщества» на «проведение совместной экономической, финансовой и социальной политики и регулирование общего рынка стран-членов ЕС» (сущностно же не изменилось ничего).
|
|
Принципы, регулирующие деятельность ЕС, можно подразделить на следующие группы:
· принципы, регулирующие отношения ЕС с государствами-участниками;
· принципы, регулирующие отношения ЕС с гражданами ЕС;
· принципы, регулирующие отношения ЕС с государствами, не входящими в ЕС.
Отношения ЕС с государствами-участниками основываются на следующем базовом принципе: ЕС может действовать лишь в пределах своих полномочий, переданных ему по учредительным договорам; все иные полномочия сохраняются у государств-участников. В своих действиях ЕС также должен руководствоваться принципами субсидиарности и пропорциональности.
В соответствии с принципом субсидиарности в сферах, не относящихся к исключительному ведению ЕС, он вправе действовать только в тех случаях, если желаемая цель не может быть достигнута в результате действий центральных или местных органов власти государств-участников.
В соответствии же с принципом пропорциональности действия, предпринимаемые ЕС не должны превышать меры, необходимые для достижения установленных в учредительных договорах целей.
К слову, в федеративных государствах суверенитетом обладают федеральные органы власти, в ЕС он был и остается у государств-участников. ЕС был и остается объединением европейских государств, и у ЕС нет возможности (ни юридической, ни фактической) воспрепятствовать праву государства-участника выйти из состава ЕС.
ЕС имеет исключительную компетенцию в следующих сферах:
· таможенный союз;
· установление правил по защите конкуренции на общем рынке;
|
|
· финансовая политика для государств-членов «Зоны Евро»;
· охрана морских биологических ресурсов — единственный необязательный для функционирования ЕС вопрос; по этой причине в ЕС не вступает Норвегия, не вступала Исландия и «полу-вышла» Гренландия, ибо для них вступление в ЕС повлекло бы снижение квоты на вылов рыбы;
· проведение совместной внешнеторговой политики.
В сферу совместной компетенции ЕС и государств-участников входят:
· регулирование общего рынка;
· социальная политика;
· сельское хозяйство и рыболовство;
· защита окружающей среды;
· защита прав потребителей;
· транспорт;
· поддержание транс-европейских связей и сетей;
· энергоснабжение;
· поддержание правопорядка и обеспечение безопасности.
Кроме того, ЕС вправе наравне с государствами-участниками осуществлять необходимые меры в рамках общей политики в следующих сферах:
· оказание помощи развивающимся государствам;
· проведение научных исследований и разработок;
· здравоохранение;
· культура;
· туризм;
· образование;
· спорт;
· гражданская оборона;
· взаимодействие административных органов.
Лиссабонский договор впервые ввел перечень вопросов, решение которых возложено на ЕС (первое нормативное закрепление соответствующего перечня). По таким вопросам (исключительное ведение ЕС) государства-участника не вправе принимать собственные нормативные акты, но обязаны исполнять решения, принятые ЕС. Отнесение же вопроса к исключительному ведению ЕС имманентно целям создания ЕС (например, единая таможенная граница).
В вопросах сфер совместной компетенции акты ЕС обладают большей юридической силой по отношению к актам государств-участников. В отношении «третьего» списка ЕС выступает равноправным партнером при осуществлении тех или иных программ.