Закон убывающей предельной полезности

Тема 6. Теория потребительского выбора.

Теория потребительского выбора описывает решения, формирующие индивидуальные кривые спроса и дает ответ на два вопроса:

  1. Какое количество того или иного товара будет покупать потребитель при имеющемся у него доходе и данном уровне цен?
  2. Как изменится объем покупок при изменении этих условий?

При моделировании поведения потребителей теория исходит из следующих предпосылок:

  1. Свобода выбора потребителя;
  2. Множество и разнообразие доступных вариантов выбора (это не просто «есть из чего выбирать», это означает возможность замены одного товара другим без потери «объема получаемой полезности»);
  3. Ненасыщаемость потребителя (потребитель всегда предпочтет большее количество товара меньшему);
  4. Рациональность потребителя (т.е. потребитель способен сделать наилучший выбор, максимизировать получаемую «полезность»);

Моделирование осуществляется в 3 этапа:

  1. Анализ предпочтений потребителя. Особенно важны здесь критерии, по которым потребитель может предпочесть один товар другому.
  2. Учет бюджетных ограничений.
  3. Совмещение анализа потребительских предпочтений и его возможностей (т.е. ограничений бюджетных) и определение потребительского выбора;

В теории 2 основных подхода:

  1. Кардиналистский, количественный. Основывается на теории предельной полезности и исходит из соображений количественного измерения полезности товара, приобретаемого покупателем (исторически более ранний).
  2. Ординалистский. Требует от потребителя только установления предпочтения между различными товарами, без измерения полезности.

Закон убывающей предельной полезности и потребительский выбор. Правила максимизации полезности (кардиналистская концепция). Экономисты 19 века: Джевенс, Менгель, Майнрасс (записано на 1 лекции) исходили из того, что потребитель способен оценивать потребляемые товары с точки зрения приносимой ими полезности.

Полезность (U, Utility) — удовлетворение потребностей. Нельзя путать с термином «польза». Курение не приносит пользы, но удовлетворяет потребности. Полезность — субъективная характеристика. Потребность в конкретном товаре может быть удовлетворена в рамках определенного времени, когда вкусы и предпочтения потребителей неизменны. В зависимости от насыщения потребности полезность одного и того же товара может быть ниже или выше. Следовательно, оценивается полезность определенного количества блага, а не блага вообще.

По мере увеличения количества потребляемого товара уменьшается полезность каждой вновь добавляемой единицы данного товара, т.е. предельная полезность. Также этот закон носит название первого закона Госсана.

Предельная полезность обозначается как MU (MarginumUtility) — добавочная, дополнительная полезность, которую приносит каждая дополнительная единица товара.

(таблица 6.1: предельная и общая полезность)

Q MU TU (общая полезность, сумма предельных полезностей всех приобретенных на данный момент единиц товара)
     
     
     
     
     

(график 6.1)

Общая полезность возрастает, но все более медленными темпами, так как предельная полезность уменьшается (удивительно, да?).

Исторически именно на основе понятия предельной полезности была построена кривая свойства и объяснены ее свойства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: