Тема 6. Теория потребительского выбора.
Теория потребительского выбора описывает решения, формирующие индивидуальные кривые спроса и дает ответ на два вопроса:
- Какое количество того или иного товара будет покупать потребитель при имеющемся у него доходе и данном уровне цен?
- Как изменится объем покупок при изменении этих условий?
При моделировании поведения потребителей теория исходит из следующих предпосылок:
- Свобода выбора потребителя;
- Множество и разнообразие доступных вариантов выбора (это не просто «есть из чего выбирать», это означает возможность замены одного товара другим без потери «объема получаемой полезности»);
- Ненасыщаемость потребителя (потребитель всегда предпочтет большее количество товара меньшему);
- Рациональность потребителя (т.е. потребитель способен сделать наилучший выбор, максимизировать получаемую «полезность»);
Моделирование осуществляется в 3 этапа:
- Анализ предпочтений потребителя. Особенно важны здесь критерии, по которым потребитель может предпочесть один товар другому.
- Учет бюджетных ограничений.
- Совмещение анализа потребительских предпочтений и его возможностей (т.е. ограничений бюджетных) и определение потребительского выбора;
В теории 2 основных подхода:
|
|
- Кардиналистский, количественный. Основывается на теории предельной полезности и исходит из соображений количественного измерения полезности товара, приобретаемого покупателем (исторически более ранний).
- Ординалистский. Требует от потребителя только установления предпочтения между различными товарами, без измерения полезности.
Закон убывающей предельной полезности и потребительский выбор. Правила максимизации полезности (кардиналистская концепция). Экономисты 19 века: Джевенс, Менгель, Майнрасс (записано на 1 лекции) исходили из того, что потребитель способен оценивать потребляемые товары с точки зрения приносимой ими полезности.
Полезность (U, Utility) — удовлетворение потребностей. Нельзя путать с термином «польза». Курение не приносит пользы, но удовлетворяет потребности. Полезность — субъективная характеристика. Потребность в конкретном товаре может быть удовлетворена в рамках определенного времени, когда вкусы и предпочтения потребителей неизменны. В зависимости от насыщения потребности полезность одного и того же товара может быть ниже или выше. Следовательно, оценивается полезность определенного количества блага, а не блага вообще.
По мере увеличения количества потребляемого товара уменьшается полезность каждой вновь добавляемой единицы данного товара, т.е. предельная полезность. Также этот закон носит название первого закона Госсана.
|
|
Предельная полезность обозначается как MU (MarginumUtility) — добавочная, дополнительная полезность, которую приносит каждая дополнительная единица товара.
(таблица 6.1: предельная и общая полезность)
Q | MU | TU (общая полезность, сумма предельных полезностей всех приобретенных на данный момент единиц товара) |
(график 6.1)
Общая полезность возрастает, но все более медленными темпами, так как предельная полезность уменьшается (удивительно, да?).
Исторически именно на основе понятия предельной полезности была построена кривая свойства и объяснены ее свойства.