Кривые безразличия и их свойства

Предположим, что потребитель покупает два товара, A и B, соответственно, его потребительская корзина — это различные комбинации этих 2х товаров. Как мы уже отмечали, потребитель может сопоставить, какой набор ему предпочтителен и одновременно существуют наборы, между которыми он не делает различия, которые предоставляют ему один и тот же объем общей полезности.

Таблица 6.3: потребительские наборы равной общей полезности

Потребительские наборы QA QB
M1    
M2    
M3    
M4 1.5  

TU(M1) = TU(M2) = … = TU(M3)

График 6.3

Кривая безразличия — это линия равной полезности, т.е. она изображает все возможные комбинации товара A и B, дающие потребителю один и тот же объем общей полезности.

Рассмотрим свойства кривых безразличия:

  1. Кривая имеет отрицательный наклон;
  2. Кривая безразличия выпукла по отношению к началу координат, т.е. наклон кривой уменьшается по мере движения вниз по кривой (она становится более пологой). Объясняется это готовностью потребителя к замене одного товара другим. Уменьшающийся наклон кривой безразличия свидетельствует о том, что готовность потребителя к замене товара A товаром B уменьшается по мере движения вниз по кривой. Предельная норма замещения одного товара другим (MRSBA = ∆QA / ∆Q B), показывает, в какой степени потребитель готов заместить один товар другим, чтобы получить при этом один и тот же объем общей полезности. MRS снижается по мере движения вниз по кривой. Чем больше количество товара B, тем меньше становится его предельная полезность его дополнительных единиц, одновременно, чем меньше в наборе товара A, тем больше его предельная полезность. Потребитель будет готов отказаться отвсе меньшего и меньшего количества товара A для получения дополнительной единицы товара B. Условие выпуклости кривой к началам координат не всегда выполняется. Существует два жестких положения кривой. График 6.4: совершенная взаимозаменяемость и жесткая взаимодополняемость. Для двух совершенно взаимозаменяемых товаров кривая безразличия примет вид прямой линии. MRS = const. Потребитель в данном случае совсем не видит различия между товарами; такие товары рассматриваются как один рынок. Для двух жестко взаимодополняемых товаров кривая безразличия примет вид прямого угла, MRS = 0. Совершеннаявзаимодополняемость — левый и правый ботинок (пример). Большинство реальных кривых безразличия занимают промежуточное положение между этими крайними случаями.при этом, чем больше взаимозаменяемость, тем менее выпуклые кривые.
  3. График 6.5: карта безразличия. Представленная кривая безразличия соответствует определенному уровню удовлетворения потребностей. С более высоким уровнем удовлетворения кривая будет располагаться выше на графике, а с более низким — ниже. Карта безразличия состоит из серии кривых безразличия, соответствующих всем возможным для данного потребителя кривых безразличия. Чем дальше от начала координат кривая, тем больше величина полезности, соответствующей каждой кривой, следовательно наборы на кривых безразличия более удаленных от начала координат предпочтительнее предпочитаются наборам на менее удаленных кривых.
  4. Кривые безразличия, принадлежащие одной карте безразличия, не пересекаются (график пересечения кривых).

Кривые безразличия отражают субъективную информацию о предпочтении, отдаваемому потребителем товару A или B.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: