Потребительский выбор, правило максимизации полезности

Объяснение закона спроса и построение индивидуальной кривой спроса

Объяснение уже давалось в Теме №3. Если каждая дополнительная единица товара обладает для потребителей все меньшей полезностью, он станет приобретать эти дополнительные единицы лишь при условии снижения ее цены. Для построения индивидуальной кривой спроса выразим в деньгах… тогда предельная или общая полезность — это то максимальное количество денег, которое потребитель готов отдать за дополнительную единицу товара или за некоторое его количество.

Для построения индивидуальной кривой надо сопоставить полезность приобретаемого товара с рыночной средой.

(таблица 6.2: индивидуальная кривая спроса)

P Q
   
   
   
   

Сравним график 6.1 и график 6.2.

Вывод: если полезность выражается в денежной единице (и полезность денежной единицы остается неизменной), то линия предельной полезности является также линией спроса. Закон убывающей предельной полезности превращается в закон индивидуального спроса.

Модель потребительского выбора (как и любая другая) имеет цель и ограничение. Цель — удовлетворение потребностей, а именно максимизация полезности. Ограничение — доход потребителя и цены на товары.

Потребитель максимизирует получаемую полезность, распределив денежный доход таким образом, чтобы каждый товар, входящий в его потребительский набор приносил полезность строго пропорционально цене. По-другому это называется вторым законом Госсана.

MUA / PA = MUB / PB =…= MUn / Pn

При таком условии ничто не будет побуждать потребителя к изменению структуры расходов. Это положение потребительского равновесия.

Пример (почему не может существовать равновесие, когда предельная полезность товара A вдвое больше предельной полезности товара B):

PB = PA;

Рассмотрим на примере, как на основе кардиналистского подхода анализируется потребительское поведение и выбор.

I=9;

PA = 2;

PB = 1;

Единица товара MUA MU­B
     
     
     
     
     
     

Определить:

  1. Сколько единиц каждого товара следует купить, чтобы максимизировать полезность?
  2. Определить величину общей полезности, которая при этом будет получена.
Возможность выбора MU/P Выбор Затраты Остаток бюджета
1 (A) || 1 (B) 5 || 8 1 (B)    
1 (A) || 2 (B) 5 || 7 2 (B)    
1 (A) || 3 (B) 5 || 6 3 (B)    
1 (A) || 4 (B) 5 || 5 1 (A) & 4 (B) 2+1  
2 (A) || 5 (B) 4 || 4 2 (A) & 5 (B) 2+1  

Кривые безразличия и бюджетное ограничение, оптимум потребителя (моделирование потребительского поведения в ориналистской концепции).

Ординалистский подход базируется на предпосылке о возможности сравнения потребительских наборов с точки зрения их предпочтительности. Возможность такого сравнения требует принятия ряда дополнительных предположений (аксиом) о потребительских предпочтениях.

  1. Предположение о сравнимости. В результате сравнения потребитель приходит к одному и только к одному из 3х возможных заключений. X > Y. У набора X больше полезность, удовлетворяемая потребность. Либо X < Y. У набора X меньше полезность. Либо X~ Y (равная полезность).
  2. Предположение о транзитивности предпочтений. Если X > Y & Y > Z, то X > Z. Если X ~ Y и Y ~ Z, то X ~ Z.
  3. Предположение о «ненасыщаемости». Если набор X содержит большее количество единиц хотя б одного товара, чем набор Y, то X > Y.

Представим систему потребительских предпочтений с помощью инструментария кривых безразличия.

Лекция 8


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: