Объяснение закона спроса и построение индивидуальной кривой спроса
Объяснение уже давалось в Теме №3. Если каждая дополнительная единица товара обладает для потребителей все меньшей полезностью, он станет приобретать эти дополнительные единицы лишь при условии снижения ее цены. Для построения индивидуальной кривой спроса выразим в деньгах… тогда предельная или общая полезность — это то максимальное количество денег, которое потребитель готов отдать за дополнительную единицу товара или за некоторое его количество.
Для построения индивидуальной кривой надо сопоставить полезность приобретаемого товара с рыночной средой.
(таблица 6.2: индивидуальная кривая спроса)
P | Q |
Сравним график 6.1 и график 6.2.
Вывод: если полезность выражается в денежной единице (и полезность денежной единицы остается неизменной), то линия предельной полезности является также линией спроса. Закон убывающей предельной полезности превращается в закон индивидуального спроса.
|
|
Модель потребительского выбора (как и любая другая) имеет цель и ограничение. Цель — удовлетворение потребностей, а именно максимизация полезности. Ограничение — доход потребителя и цены на товары.
Потребитель максимизирует получаемую полезность, распределив денежный доход таким образом, чтобы каждый товар, входящий в его потребительский набор приносил полезность строго пропорционально цене. По-другому это называется вторым законом Госсана.
MUA / PA = MUB / PB =…= MUn / Pn
При таком условии ничто не будет побуждать потребителя к изменению структуры расходов. Это положение потребительского равновесия.
Пример (почему не может существовать равновесие, когда предельная полезность товара A вдвое больше предельной полезности товара B):
PB = PA;
Рассмотрим на примере, как на основе кардиналистского подхода анализируется потребительское поведение и выбор.
I=9;
PA = 2;
PB = 1;
Единица товара | MUA | MUB |
Определить:
- Сколько единиц каждого товара следует купить, чтобы максимизировать полезность?
- Определить величину общей полезности, которая при этом будет получена.
Возможность выбора | MU/P | Выбор | Затраты | Остаток бюджета |
1 (A) || 1 (B) | 5 || 8 | 1 (B) | ||
1 (A) || 2 (B) | 5 || 7 | 2 (B) | ||
1 (A) || 3 (B) | 5 || 6 | 3 (B) | ||
1 (A) || 4 (B) | 5 || 5 | 1 (A) & 4 (B) | 2+1 | |
2 (A) || 5 (B) | 4 || 4 | 2 (A) & 5 (B) | 2+1 |
Кривые безразличия и бюджетное ограничение, оптимум потребителя (моделирование потребительского поведения в ориналистской концепции).
Ординалистский подход базируется на предпосылке о возможности сравнения потребительских наборов с точки зрения их предпочтительности. Возможность такого сравнения требует принятия ряда дополнительных предположений (аксиом) о потребительских предпочтениях.
|
|
- Предположение о сравнимости. В результате сравнения потребитель приходит к одному и только к одному из 3х возможных заключений. X > Y. У набора X больше полезность, удовлетворяемая потребность. Либо X < Y. У набора X меньше полезность. Либо X~ Y (равная полезность).
- Предположение о транзитивности предпочтений. Если X > Y & Y > Z, то X > Z. Если X ~ Y и Y ~ Z, то X ~ Z.
- Предположение о «ненасыщаемости». Если набор X содержит большее количество единиц хотя б одного товара, чем набор Y, то X > Y.
Представим систему потребительских предпочтений с помощью инструментария кривых безразличия.
Лекция 8