Влияние изменения доходов и цен на положение потребительского равновесия

Положение бюджетной линии зависит от дохода потребителя и от цен на товары.

1. Влияние изменения дохода. График 6.9. 6 = 1*QA + 1.5*Q­B. Предположим, что доход потребителя сократился в два раза, тогда 3 = 1*QA + 1.5*Q­B. При уменьшении дохода бюджетная линия сдвигается влево параллельно первоначальному положению (давайте, сдвигайте). Новые положения равновесия будут соответствовать точкам касания новыми бюджетными линиями наивысших из возможных теперь кривых безразличия (точки x1, x3). Соединим полученные точки равновесия. Полученная линия — Доход Потребления, IC, она показывает путь к оптимальному выбору рационального потребителя при изменении его дохода. По-другому эту кривую называют «линией жизни». Если кривая имеет положительный наклон, то товары A и B — нормальные, количество потребления их возрастает по мере роста дохода потребителя. Угол наклона зависит от степени увеличения потребления товаров A и B. Если происходит пропорциональное увеличение — угол будет 45 градусов. Отрицательный наклон свидетельствует о наличии некачественных товаров. График 6.10: некачественные товары.

Лекция 9

Кривая «доход-потребление» позволяет построить кривую потребления Энгеля, которая показывает зависимость потребления тех или иных групп товаров от изменения доходов потребителей.

Изменение цен.

  1. Пропорциональное изменение цен обоих товаров.
  2. Непропорциональное изменение цен обоих товаров.

6 = 1*QA + 1,5*QB

Поднялись цены в 2 раза: 6 = 2*QA + 3*QB — повышение цен аналогично уменьшению дохода.

6 = 0,5*QA + 0,75*QB

При пропорциональном изменении цен сдвиги кривой аналогичны сдвигам при изменении доходов: повышение цен — уменьшение доходов, снижение цен — увеличение доходов.

Непропорциональное изменение цен.

Рассмотрим на простейшей ситуации изменение цены товара B: кривая «цена-потребление».

{график 6-11a}

Возрастает PB 6 = 1*QB + 1,5*QB → 6 = 1*Qa + 3*QB

Понижается PB: 6 = 1*QA + 0,75*QB

Т.е. происходит поворот бюджетной линии влево (при возрастании PB) и вправо (при понижении PB).

Изменение цены товара B приводит к повороту бюджетной линии относительно точки N (при QB=0), вправо — при снижении цены и влево — при увеличении.

При наложении этой кривой на карту потребительского равновесия, мы получаем новые положения равновесия.

Новые положения равновесия будут соответствовать точкам касания новыми бюджетными линиями наивысших из доступных теперь кривых безразличия (X1 и X3). Соединив эти точки равновесия получим кривую «цена-потребление», в которой характеризуют путь рационального потребителя к оптимальному выбору при изменении цены товара B.

Построение индивидуальной кривой спроса на товар B. Анализ изменения положения потребительского равновесия при изменении цены товара B позволяет построить индивидуальную кривую спроса товара B.

Соотнеся цены на товар B с соответствующими количествами товара B, определенными по положениям равновесия.

{график 6-11b}

Эффекты дохода и замещения.

Объясняя действие закона спроса, было отмечено 2 эффекта: дохода и замещения. При снижении цены товара одновременно проявляются оба эффекта и воздействуют на изменение спроса.

Эффект снижения дохода связан с тем, что при снижении цены происходит рост покупательной способности, т.е. увеличение реального дохода. Эффект замещения проявляется в том, что при снижении цены потребитель увеличивает количество покупок относительно более дешевого товара (при неизменном доходе).

Оба процесса происходят одновременно, но эффекты закона замещения могут изменяются в противоположных направлениях, в зависимости от типа товара.

Для товаров нормального качества эффект дохода и эффект замещения действуют в одном направлении, они действуют в разных направлениях, т.к. эффект дохода отрицателен. Общий эффект от снижения цен представляет собой сумму эффектов дохода и замещения.

Эффект Слуцкого-Хикса.

Аппарат кривых безразличия в бюджетной сфере может быть использован для выделения эффектов дохода и замещения., которые иначе нельзя было наблюдать по отдельности.

{график 6-12}

Эффекты дохода и замещения, нормальный товар.

R-S — первоначальная бюджетная линия. Максимум полезности в точке A. Уровень полезности — 0,1.

Цена товара B уменьшилась →новаябюджетнаялиния R-T (поворотлиниивправо).

Максимизация полезности — точка B. Уровень полезности — TU2.

Общий эффект — увеличение покупок товара B с QB1 до QB2.

Действуют оба эффекта, но эффект дохода — это новый уровень полезности, эффект замещения просто переключает потребителя без изменения дохода на более подешевевший товар.

Для определения эффекта замещения необходимо исключить (элиминировать) влияния эффекта дохода.

При эффекте замещения происходит увеличение количества покупок без изменения уровня удовлетворения потребностей. Для его изменения необходимо провести прямую, параллельную R-T и касательную к первоначальной кривой TU1. Она отражает новое соотношение цен, оставляя при этом прежний уровень удовлетворения потребностей.

Таким образом, отрезок от QB1 до QB3 и измеряет эффект замещения. Следовательно, отрезок от QB3 до QB2 измеряет эффект дохода.

{график 6-13}

Эффекты дохода и замещения некачественного товара.

Первоначальная бюджетная линия R-S. Максимизация полезности — точка A, уровень полезности TU1.

Цена товара B снижается →новоеположениебюджетнойлинии R-T. Максимизацияполезности—точка B, уровеньполезности TU2.

Для исключения (элиминирования) эффекта дохода проводим бюджетную линию, параллельную R-T и касательную к TU1.

Новая бюджетная линия отражает новое соотношение цен, т.к. угол этой линии — это угол новой линии. И одновременно оставляет потребителя на прежнем уровне удовлетворения потребностей.

Если бы не было эффекта дохода, то это была бы точка C, эффект замещения измеряет отрезок QB1-QB3. Для некачественных товаров эффект дохода — отрицателен. Ведь потребитель не остается на уровне удовлетворения TU1, а переходит на новый.

Даже для некачественного товара эффект дохода не превышает эффект замещения. В итоге, когда снижается цена некачественного товара его потребление почти всегда растет.

Сопоставление кардиналистского и ординалистского подходов к объяснениям потребительского выбора и условия равновесия.

  1. Кардиналистский подход непосредственно основывается на теории предельной полезности и предполагает, что полезность любой единицы покупаемого товара количественно измерима.

Ординалистский подход использует теорию предельной полезности лишь косвенно и менее строг к потребителю, от него требуется только установить предпочтения: большую или меньшую полезность дает ему та или иная комбинация товара. Без расчета на сколько.

  1. Сопоставим условия равновесия двух подходов:
    1. Согласно ординалистскому подходу: MRSBA = PB/PA.
    2. По кардиналистскому подходу, максимизация полезности происходит при условии равенства соотношения: MUA/PA = MUB/PB → MUB/MUA = PB/PA.

Следовательно, MRSBA = MUB/MUA.

-delta(QA)/delta(QB) = MUB/MUA — норма замещения одного товара другим обратно пропорциональна …

Т.е. условия потребительского равновесия (оптимума) в ординалистком подходе эквивалентно правилу максимизации в кардиналистском подходе.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: