Человек против рациональности

На самом деле, представление о том, что человек обладает неограничен­ными рациональными способнос­тями, опровергается жизненным опытом каждого из нас. Хотя мы явно недоучитываем свою и чужую ограниченную рациональность в собственной жизни. Экономист и психолог Герберт Саймон полу­чил Нобелевскую премию за ре­шение вопроса о том, а как именно проявляется ограниченная раци­ональность, как человек, не имея бесконечных способностей к добы­ванию информации и ее перера­ботке, решает множество жизнен­ных вопросов.

Давайте представим себе, как человек, согласно стандартному учебнику экономики, должен про­водить утро. Он встает и, прежде чем позавтракать, должен решить такую минимальную оптимизаци­онную задачку: заложить все воз­можные виды йогуртов, творогов, яиц, ветчины и всего прочего, что едят на завтрак, с учетом разли­чия производства, географии, цен. После того как он все это обсчитает, он сможет принять оптимальное решение: купить в Москве – а не в Сингапуре, яйца – а не авокадо, в таком-то магазине и по такой-то цене. Есть подозрение, что, если че­ловек не привлекает для подобных расчетов парочку институтов, он в этот день не позавтракает и даже не поужинает. Так каким же обра­зом он решает эту задачку?

Герберт Саймон утверждал, что решение принимается следую­щим образом: когда человек выби­рает себе супруга, он не закладыва­ет в компьютер миллиарды особей противоположного пола. Он дела­ет несколько случайных испытаний, устанавливает шаблон, уровень при­тязаний, и первая персона, которая соответствует этому уровню при­тязаний, становится его супругой или супругом (ну а дальше, конеч­но же, брак заключается на небесах). Ровно так же – методом случайных испытаний и установления уров­ня притязаний – решается задачка, чем позавтракать или, например, ка­кой купить костюм. Поэтому из по­ложения об ограниченной рацио­нальности людей вовсе не следует, что они глуповатые. Это означает, что они не обладают способностями к обработке всей полноты инфор­мации, но при этом имеют простой алгоритм, чтобы решить множест­во самых разных вопросов.

3) Органическая рациональность - слабая рациональность процесса. Ее используют представители австрийской школы Менгер, Хайек, связывая ее с процессами более общего характера - институтами денег, рынков, аспектами прав собственности и так далее. Такие институты «нельзя запланировать. Общая схема таких институтов не созревает в чьем-либо сознании. В самом деле, существуют такие ситуации, когда незнание «оказывается даже более «эффективным» для достижения определенных целей, нежели знание этих целей и сознательное планирование их достижения».

2. Ориентация на собственный интерес

1) Оппортунизм. Под оппортунизмом в новой институциональной экономике понимают: «Следование своим интересам, в том числе обманным путем, включая сюда такие явные формы обмана, как ложь, воровство, мошенничество, но едва ли ограничиваясь ими. Намного чаще оппортунизм подразумевает более тонкие формы обмана, которые могут принимать активную и пассивную форму, проявляться ex ante и ex post»[i][8]. В общем случае речь идет только об информации и всем, что с ней связано: искажения, сокрытие истины, запутывание партнера.

В идеале должна существовать гармония в процессе обмена информацией - открытый доступ с обеих сторон, немедленное сообщение в случае изменения информации и т. д. Но экономические агенты, действуя оппортунистически, проявляют это в разной степени. Кто-то больше склонен к преднамеренному обману, кто-то меньше. Это создает информационную асимметрию, которая значительно усложняет задачи экономической организации, потому что в случае отсутствия оппортунистического поведения любое поведение могло бы подчиняться некоторым правилам.

Нейтрализацию оппортунизма можно осуществить такими же упреждающими действиями или как было сказано выше заключением такого контракта, в котором обе стороны согласовали все моменты, по которым они не доверяют друг другу.

2) Простое следование своим интересам это тот вариант эгоизма, который принят в неоклассической экономтеории. Стороны вступают в процесс обмена, заранее зная исходные положения противоположной стороны. Все их действия оговариваются, все сведения об окружающей действительности, с которыми им придется сталкиваться - известны. Контракт выполняется, так как стороны следуют своим обязательствам и правилам. Цель достигается. Не существует никаких препятствий в виде нестандартного или нерационального поведения, а также отклонения от правил.

3) Послушание. Последняя слабая форма ориентации на собственный интерес - послушание. Адольф Лоу формулирует ее следующим образом: «Можно представить себе крайний случай монолитного коллективизма, где плановые задания в централизованном порядке выполняются функционерами, которые полностью идентифицируют себя с поставленными перед ними глобальными задачами»[i][9]. Но в чистом виде такой тип вряд ли существует в экономике, поэтому он скорее применим к изучению эволюции социализации человека, чем к объяснению мотивов при принятие решений, так как за него решают другие.

Еще одна предпосылка применимости неоклассических моделей к анализу реальных рынков заключается в соответствии совершающих выбор людей идеалу homo oeconomicus. Хотя сами неоклассики уделяют этому вопросу недостаточное внимание, ограничиваясь ссылками на рациональность и на отождествление человека с совершенным калькулятором, неоклассическая модель предполагает вполне конкретный тип поведения людей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: