Организация внутреннего контроля в акционерном обществе

Основная ответственность за организацию финансового контроля на каждом предприятии, прежде всего, возлагается на его непосредственного собственника, который несет полную ответственность за рациональность использования собственных материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Контроль должен иметь дискретный характер (от лат. discretus — отделенный, обособленный, непрерывный).

По периодичности осуществления контроль разделяется на предыдущий, текущий (оперативный) и последующий (ретроспективный).

Предыдущий контроль осуществляется к выполнению хозяйственной операции с целью предотвращения незаконных действий, неэффективного использования средств и принятия необоснованных решений. Он применяется преимущественно на стадии согласования и утверждения смет, договоров, при подписании распорядительных и исполнительных документов на осуществление хозяйственных операций. Перед тем как выписать расходный кассовый ордер на выдачу подотчетной суммы, бухгалтерия предприятия проверяет наличие денег, целесообразность затрат, соответствие их потребностям за нормами и тому подобное.

Текущий (оперативный) контроль имеет оперативный характер и осуществляется в процессе выполнения хозяйственных операций. Текущий контроль возлагается в основном на службы внутрихозяйственного контроля. Его задание — оперативное выявления и своевременное пресечение нарушений и отклонений, которые возникли в процессе выполнения хозяйственных операций и производственных заданий. Например, товар может быть выдан покупателю после предыдущей оплаты, осуществленной через банк (если такая форма оплаты принята, узаконена). Этим предприятие проверяет законность хозяйственных операций, рациональность расходования средств, материальных ценностей, предотвращает случаям бесхозяйственности и злоупотреблений.

Последующий (ретроспективный) контроль осуществляется после завершения хозяйственных операций по окончанию определенного отчетного периода. Его цель — установить правильность, законность и экономическую целесообразность осуществленных хозяйственных операций, выявить недостатки в роботе предприятия, факты бесхозяйственности и краж. За его результатами разрабатываются мероприятия по ликвидации выявленных недостатков и устранения причин и условий их возникновения. Документальная ревизия является следующим видом хозяйственного контроля. Заданием документальных ревизий наряду с выявлением нарушений и злоупотреблений является предотвращение недостатков и бесхозяйственности. А потому важное значение имеет детальное обсуждение результатов документальных ревизий с участием общественности.

По информационному обеспечению различают документальный и фактический контроль.

Документальный контроль состоит в установлении сути и достоверности хозяйственной операции по данной первичной документации, учетных регистров и отчетности, в которых она нашла отображения в бухгалтерском, оперативном и статистическом учете.

Так, по данным первичной документации, учета и отчетности контролируют выполнение планов производства и реализации продукции, ее себестоимости и рентабельности.

Фактический контроль состоит в установлении реального (соответствующего действительности) состояния объекта с помощью взвешивания, счета, измерение, лабораторных анализов и тому подобное. К объектам фактического контроля относят: денежную наличностью в кассе, основные средства, нематериальные активы, готовую продукцию.

Фактический и документальный контроль взаимосвязан, а потому совокупное их применение дает возможность установить соответствующее действительности состояние объектов, разработать мероприятия по устранению недостатков.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: