Индивидуальный опрос позволяет максимально использовать способности и знания каждого специалиста. В зависимости от характера требуемой информации, возможностей ее получения и интерпретации опрос может быть личным (очным) и заочным. Личный опрос осуществляется при непосредственном контакте организатора экспертизы с экспертом, а заочный - путем рассылки анкет. Достоинство заочного опроса - его простота и относительная дешевизна. Однако надежность полученных с его помощью данных меньше, поскольку некоторые вопросы эксперт может неправильно истолковать, а на некоторые вообще не дать ответа. Избежать данных недостатков можно при очном опросе, но он более трудоемок. Длительное участие в экспертизе вызывает обычно с их стороны недовольство. Кроме этого, при очном опросе могут возникать нежелательные искажения информации из-за психологического взаимодействия организатора экспертизы на эксперта.
3.1 Интервью как метод экспертного опроса
Интервью является методом сбора экспертной информации в форме непосредственной беседы интервьюера с экспертом. Но в отличии от обыкновенной беседы функции интервьюера и эксперта достаточно строго разделены и подчинены задаче получения информации по заданной теме экспертизы. Непосредственный контакт интервьюера с экспертом позволяет оптимальным образом приблизить формулировки вопросов, их последовательность к возможностям каждого эксперта, в случае необходимости сразу же переформулировать вопрос, задать дополнительный вопрос, дает возможность достаточно полно выразить свое мнение, подобрать наиболее приемлемую форму ответа.
По степени формализованности интервью можно разделить на свободное и стандартизированное. Степень стандартизации интервью определяется как целью интервью, так и индивидуальными особенностями респондента и интервьюера. При свободном интервью определяется лишь тема, предлагаемая к обсуждению. Логическая структура беседы, последовательность и формулировка вопросов зависят от конкретной ситуации интервью. В этом случае желательно, чтобы интервью проводил сам исследователь, а полученная информация ценна своей уникальностью, формами выражения мнения и, как правило, не подвергается статистической унификации и обработке.
В строго стандартизированном интервью вопросы формулируются заранее и не могут изменяться интервьюером. Так же очень строго относятся к ответам - они стандартизированы и интервьюеру предлагается выбрать из них тот, который соответствует его мнению.
При проведении интервью исследователь вступает в непосредственный контакт с респондентом и контролирует и направляет опрос. Таким образом, при интервью имеется возможность уменьшить количество отказов от ответа, неправильно понятых вопросов и неполных ответов, лучше срабатывают контрольные вопросы. Кроме этого в интервью можно получить дополнительную информацию, в частности о реакции на различные вопросы. Интервью может быть проведено по телефону. Основные недостатки интервью как формы опроса - лишь продолжение достоинств метода. Для проведения устного интервью кроме хорошего общего образования необходима специальная подготовка интервьюеров по технике проведения опросов. Сама личность интервьюера социально - психологическая совместимость с экспертом, направленность и способ задания вопросов, место, время и условия опроса, язык общения - все этот может не только стимулировать активность и самостоятельность эксперта, но и подавлять, сковывать его, вызывать противодействие, сопротивление проведению интервью.
Существенным моментом любого опроса в первую очередь интервью, является установление психологического контакта интервьюера с респондентом. Если такой контакт не удается осуществить, эффективность опроса интервью падает, вплоть до его полного провала. Одной из причин неудачи интервью может послужить возникновение языкового барьера, когда лексика интервью не соответствует языковым ресурсам эксперта. Этот факт вызывает специфические требования к формулировке вопросов интервью и к форме фиксации в бланках интервью.
Интервьюер должен в известной степени соответствовать своему респонденту по уровню освоения как профессиональной лексики, так и по общему уровню культуры. Интервьюер обычно фиксирует ответы в достаточно краткой форме своими словами во время или после интервью. Возможные варианты искажения ответов связаны как с непониманием со стороны респондента, так и с непониманием со стороны интервьюера. С другой стороны, интервьюер может стать источником дополнительной информации, фиксируя, в частности, степень искренности понимания, самостоятельности и заинтересованности эксперта, готовность к сотрудничеству, степень понимания и т.д. Хорошо подготовленный, активно думающий и действующий интервьюер значит зачастую не меньше, чем исследователь - организатор опроса. В целом же интервью обычно требует значительных затрат времени и ресурсов и повышает общую стоимость экспертного опроса.
3.2 Анкетирование как метод сбора экспертной информации
Метод анкетирования является одним из наиболее распространенных в работе с экспертами. Такое широкое распространение обусловлено прежде всего его относительной простой и относительно низкими затратами.
Основным этапом проведения анкетного опроса экспертов является разработка самой анкеты эксперта, с помощью которой и осуществляется сбор требуемой информации. Перевод цели и задач экспертизы на язык вопросов требует от организаторов экспертизы сложной и кропотливой работы, знания различных типов вопросов, умения точно сформулировать их, расположить в определенной последовательности. Следует стремиться к тому, чтобы вопросы и варианты ответов были сформулированы по возможности точно и однозначно. Следует избегать предложений, суждений, которые могут оказать внушающее воздействие на эксперта.
Все вопросы, которые мы можем задать эксперту делятся, в принципе, на следующие четыре группы: 1) о фактах; 2) о знаниях; 3) о мнениях; и 4) о мотивации.
Вопросы о фактах направлены на получение информации о социальных явлениях и процессах, которые однозначно определяются соответствующим ответом. Они направлены на выяснение реальных ситуаций, событий и обстоятельств. К их числу относятся, допустим, демографические вопросы. Ответы на вопросы о фактах относительно легко подвергаются проверке.
Вопросы о знаниях обеспечивают получение информации об определенных знаниях экспертов. Валидность и надежность ответов на вопросы о знаниях могут быть перепроверены с помощью последующих вопросов и дополнительных источников информации. Следует также иметь в виду, что эксперт не всегда в состоянии воспроизвести или четко сформулировать имеющиеся у него знания. В таких случаях полезно расчленить общий вопрос на несколько отдельных вопросов по различным аспектам исследуемой проблемы. Весьма эффективными оказываются закрытые вопросы, дающие подсказку эксперту.
Мнение - это суждение, взгляд, убеждение или верование личности по определенному вопросу. Для формирования мнения необходим определенный жизненный или профессиональный опыт, и представление о том, что у любого человека имеется собственное, достаточно обоснованное мнение по любому вопросу, в корне является ошибочным. В данном случае не возникла бы проблема по обращению к экспертам. Мнение экспертов обычно выражается по сравнительно узким и специфическим вопросам. Ответы на вопрос' о мнениях обычно содержат определенные оценки, сделанные экспертом. Мнения по сравнению со знаниями, больше обусловлены конкретной ситуацией и сильнее зависят от личного опыта, а иногда и просто от настроения. Стабильность или лабильность мнения во многом определяется характером, возрастом, уровнем образования, личностными характеристиками эксперта. Способ включения в конкретный социальный процесс или в решаемую проблемную ситуацию очень существенен при формировании мнения.
В процессе высказывания мнения важную роль играет господствующая в обществе система ценностей, часто отражающаяся в деятельности средств массовой информации. Но решающая роль в формировании мнения, высказанного в анкете или в ответе, принадлежит конечно ценностно-нормативной системе эксперта. Для уменьшения влияния субъективных предпочтений одного эксперта и происходит значительное расширение круга лиц, привлекаемых к экспертизе. Мнения экспертов являются главными источниками информации и средством решения исследовательских задач при решении неформализуемых проблем. Мнения, основанные на интуиции, знании и опыте экспертов, могут обеспечить количественную оценку факторов исследуемой проблемы, обработка этих оценок ведет к формированию коллективного мнения, выступающего как решение проблемы. Это коллективное мнение экспертов может быть использовано как для общей ориентировки, так и в качестве объективной информации, которая не может быть получена другим путем для принятия конкретного единичного решения.
Ответы на вопросы о мотивации представляют, как правило, наибольшую трудность, так как предполагают наличие определенной способности и навыков рефлексирования у эксперта. Не всегда способность к самоконтролю и самонаблюдению развиты настолько, чтобы обеспечить объективность при оценке мотивации поведения той или иной личности. При оценке ответов на вопросы о мотивации следует учитывать тенденцию облагораживания актов собственной деятельности, возвышения моральных стимулов поведения. Изучение ответов на вопрос о мотивации часто является лишь началом их подлинного исследования.
Вопросы о мотивации при проведении экспертного опроса существенны в том случае, когда необходимо принять групповое решение при применении процедуры согласования экспертных мнений. Весьма различаясь по формам, процедура согласования связана с дополнительным информированием экспертов по существенным вопросам. в том числе по причинам, побудившим того или иного специалиста принять то или иное решение. Мотивировка решения, аргументированная защита своего мнения в полемике с оппонентами могут привести к уточнению или модификации мнения как индивидуального, так и коллективного.
По форме различают вопросы открытые, закрытые и полузакрытые, прямые и косвенные. Вопрос считается открытым, если на него ответ может быть дан в любой форме и ничем не регламентирован, закрытым - если в его формулировке содержатся варианты возможных ответов (перечень альтернатив), а эксперт должен выбрать один или несколько, полузакрытым, если перечнем предусмотрена возможность дополнительных замечаний. Достоинство открытых вопросов заключается в возможности обнаружения с помощью экспертов новых, порою совершенно неожиданных аспектов проблемы и применяются в основном на этапе первичной постановки проблемы. Структуру и логику экспертной анкеты можно представить в следующем виде:
- В чем состоит сущность проблемы с Вашей точки зрения? Здесь от эксперта требуется дать собственное описание проблемы, собственное видение проблемы. Данный этап необходим для решения двух проблем исследования: во-первых, на основе описания проблемы от одного эксперта строится полное описание проблемы по всей экспертной группе; во-вторых, эксперт для самого себя раскрывает сущность поставленной проблемы.
В последующем соблюдается следующая логика поэтапного рассмотрения и раскрытия проблемы:
- Какие причины (или группы факторов) способствовали ее возникновению?
- Какие условия способствовали ее развитию, обострению и актуализации?
- Какие тенденции проблемных процессов вы можете предположить?
- Что необходимо предпринять, по Вашему мнению, для решения проблемы?
В принципе, желательно в этом случае получение полных и обстоятельных ответов по каждому вопросу с объемом ответа до 1 машинописного листа. Опыт проведения таких опросов показывает, что объем ответов редко когда бывает выше. При более обстоятельных ответах высокого уровня информативности такой ответ выносится в отчет отдельным особым мнением.
Достаточно сложную задачу в этом варианте представляет собой обработка экспертной информации, для чего применяются специальные методы. Трудности в обработке экспертной информации позволяют рекомендовать, чтобы количество опрашиваемых экспертов не превышало 50 человек.
Г.Геллапом предложена техника постадийного раскрытия проблемы, в которой совмещаются как открытые, так и закрытые вопросы.
Первый вопрос - это фильтр, предназначенный для того* чтобы выяснить, осведомлен ли опрашиваемый о проблеме вообще и думал ли он о ней.
Второй направлен на выяснение того, как опрашиваемый в общем относится к данной проблеме (открытый вопрос).
Третий предназначен для получения ответов по конкретным моментам проблемы (закрытый вопрос).
Четвертый помогает «выявить причины взглядов опрашиваемого и употребляется в полузакрытой форме.
Пятый вопрос направлен на выявление силы этих взглядов, их интенсивности и применяется в закрытой форме.
Преимущество закрытых вопросов определяется тем. что они строго и однозначно интерпретируются, требуют относительно меньших затрат времени и труда на заполнение и обработку анкет. Вместе с тем существует опасность навязывания эксперту готовых ответов, особенно когда по какому-либо" вопросу у него нет своего мнения или когда его мнение не совпадает с ответами анкеты.
При составлении закрытых вопросов необходимо стремиться к тому, чтобы были названы все возможные варианты ответов. Даже если организаторы экспертизы уверены в том, что все альтернативы исчерпаны, они должны представить эксперту возможность выдвинуть свою альтернативу или уклониться от ответа на некоторые вопросы. Это достигается включением в перечень ответов типа: "затрудняюсь ответить", "не понял", "не задумывался" и т.д. Обычно участники экспертизы большое внимание уделяют первой и последней альтернативе, поэтому в ходе опроса группы экспертов следует менять последовательность альтернатив. Надо стремиться к тому, что в перечне количественных альтернатив положительные и отрицательные стороны были бы уравновешены. Например, шкала альтернатив: "очень доволен", "доволен", "безразличен", "недоволен'' - имеет уклон в сторону положительного ответа, и ее следует дополнить альтернативой "очень недоволен"*
Своеобразна форма применения прямых и косвенньгх вопросов. Прямой вопрос формулируется обычно в личной форме: "Что Вы думаете о....", "Ваше мнение по поводу..." и т.п. Косвенные вопросы ставятся в полубезразличной форме, например; "Некоторые специалисты полагают, что... А как Вы думаете?". Если речь идет о выявлении мнений, значительно отличающихся от общепринятых, то эксперты охотнее отвечают на косвенные вопросы.
При составлении вопросника и для анкет и для интервью следует соблюдать принцип рациональной экономии времени экспертов. Организаторы опроса должны избегать вопросов "ради интереса", ответы на которые не направлены на решение основной задачи.
При необходимости получения оценки процесса или явления экспертам предлагаются вопросы, ответы на которые предусматривают количественную оценку по определенной шкале - время совершения событий, оценка вероятности появления и силы влияния различных факторов, определение количественных характеристик исследуемого процесса и т.п. Особенно часто применяются различные шкалы в методе Дельфи (см. 3.4).
В методологическом плане вопросы могут иметь и форму задания:
- эксперту описывают конкретную ситуацию и его предполагаемые ответы на нее. От него требуется указать, действительно ли он поступил бы так (или нет) в данной ситуации;
- эксперту предъявляется набор некоторых признаков, в которых замаскирована цель вопроса, и предлагается дать их письменную интерпретацию. Оценка письменной интерпретации признаков позволяет изменить качественную переменную.
Формулировка вопросов должна быть достаточно четкой, исключающей всякую возможность двусмысленного толкования. Нельзя допускать вопросов, ответы на которые могут представить эксперта в неблагоприятном виде, показать, что его мнение может быть в чем-то неприемлемо для организаторов опроса, что он не знает чего-то хорошо известного и т.д. При использовании вопросов, которые требуют ответов "да" или "нет", важно чередовать формы согласия и несогласия, ибо некоторые эксперты начинают автоматически отвечать или только "да" или только "нет". Вопросы по одной подпроблеме устанавливаются в порядке постепенного перехода от более общих ко все более специфическим и конкретным. Вопросник должен оставлять впечатление целостности, логической последовательности и завершенности.