Политика в области качества может быть сформулирована в виде направления деятельности или долгосрочной цели и может предусматривать:
• улучшение экономического положения предприятия;
• расширение или завоевание новых рынков сбыта;
• достижение технического уровня продукции, превышающего уровень ведущих фирм;
• ориентацию на удовлетворение требований потребителей определенных отраслей или определенных регионов;
• освоение изделий, функциональные возможности которых реализуются на новых принципах;
• улучшение важнейших показателей качества продукции;
• снижение уровня дефектности изготавливаемой продукции;
• увеличение сроков гарантии на продукцию;
• развитие сервиса.
В соответствии со стандартом ИСО жизненный цикл продукции включает 11 этапов:
1. Маркетинг, поиск и изучение рынка.
2. Проектирование и разработка технических требований, разработка продукции.
3. Материально-техническое снабжение.
4. Подготовка и разработка производственных процессов.
5. Производство.
6. Контроль, проведение испытаний и обследований.
7. Упаковка и хранение.
8. Реализация и распределение продукции.
9. Монтаж и эксплуатация.
10. Техническая помощь и обслуживание.
11. Утилизация после испытания.
Перечисленные этапы описывается в литературе по менеджменту в виде "петли качества" (рис. 3.1).
Таким образом, обеспечение качества продукции — это совокупность планируемых и систематически проводимых мероприятий, создающих необходимые условия для выполнения каждого этапа "петли качества", чтобы продукция удовлетворяли требованиям к качеству.
Управление качеством включает принятие решений, чему предшествуют контроль, учет, анализ.
![]() |
![]() |
Рис. 3.1. Обеспечение качества
Рис. 3.2. Управление качеством продукции
Механизм управления качеством продукции показан на рис. 3.2. На рисунке система управления качеством представлена в концентрированном виде. Здесь прежде всего выделены политика предприятия в области качества, собственно система качества, включающая обеспечение, управление и улучшение качества.
В современном менеджменте качества сформулированы десять основополагающих условий:
1. Отношение к потребителю как важнейшей составляющей данного процесса.
2. Принятие руководством долгосрочных обязательств по внедрению системы управления фирмой.
3. Вера в то, что нет предела совершенству.
4. Уверенность в том, что предотвратить проблему проще, чем решать ее, когда она возникнет.
5. Заинтересованность, ведущая роль и непосредственное участие руководства.
6. Стандарт работы, выражающийся в формулировке «ноль ошибок».
7. Участие работников фирмы, как коллективное, так и индивидуальное.
8. Уделение основного внимания совершенствованию процессов, а не людей.
9. Вера в то, что поставщики станут. вашими партнерам, если будут понимать ваши задачи.
10. Признание заслуг.
С точки зрения потребителя, качество изделия — это степень удовлетворения его (потребителя) требований.
Сегодня уже можно прогнозировать; какими качествами будет характеризоваться потребитель завтрашнего дня. Он:
• Признает приоритет за качеством, а цена для него на втором месте.
• Предъявляет рекламацию на каждый дефект.
• Требует постоянного улучшения качества.
• Требует обеспечения качества в технологическом процессе и отказывается от окончательного контроля.
• Чутко реагирует на изменения в технологическом процессе.
• Является приверженцем продукции, если качество его удовлетворяет.
Стремление России к интеграции в мировое сообщество, а также развитие рыночных отношений внутри страны предполагают всестороннее и полное выявление свойств и оценку показателей, определяющих и характеризующих качество продукции и технический уровень производства.








