Деятельность – это специфически человеческая регулируемая сознанием активность, порождаемая потребностями и направленная на познание и преобразование внешнего мира и самого себя.
Деятельность – это процесс активного отношения человека к действительности, в ходе которого происходит достижение субъектом поставленных ранее целей, удовлетворение разнообразных потребностей и освоение общественного опыта (рис. 1).
1. Обеспечивает создание материальных условий жизни человека, удовлетворение естественных человеческих потребностей |
2. Становится фактором развития духовного мира человека, формой и условием реализации его культурных потребностей |
3. Является сферой реализации человеком своего личностного потенциала, достижения жизненных целей, успехов |
4. Создает условия для самореализации человека в системе общественных отношений, для реализации его социальных интересов |
5. Является источником и критерием научного познания, самопознания и саморазвития |
6. Обеспечивает познание и преобразование окружающего мира |
Рис. 1. Основные черты деятельности
Отличительными чертами человеческой деятельности являются ее общественный характер, целенаправленность, плановость, систематичность (рис.2).
Все виды деятельности по своему содержанию и способам выполнения – продукт общественно-исторического развития человека |
Человек в своей деятельности всегда руковод-ствуется сознательно поставленными целями, которые достигаются им с помощью сознательно организуемых средств или способов действия |
Любые действия представляют собой опре-деленную систему, являются взаимосвязанными, располагаются в известном порядке, строятся по определенному плану |
Рис. 2. Особенности деятельности
Основными характеристиками деятельности человека являются предметность и субъектность (рис. 3).
Характеристики деятельности |
Проявляется в социальной обусловленности деятель-ности, в ее связи со знаниями, фиксированными в схемах действия, в понятиях языка, ценностях, ролях и социальных связях |
Выражается в таких аспектах активности, как обусловленность психического образа прошлым опытом, потребностями, эмоциями, целями и мотивами, определяющими направленность и избирательность деятельности |
Рис. 3. Характеристики деятельности
При анализе деятельности выделяют три плана ее рассмотрения: генетический, структурно-функциональный и динамический (рис. 4).
Основные аспекты анализа деятельности |
Исходной формой любой человеческой деятельности является социальная совместная деятельность, а механизмом развития психики выступает интерио-ризация, в ходе которой происходит переход внешней по форме деятельности во внутреннюю |
В основе такого рассмотрения лежит принцип анализа «по единицам»: разложение реальности на «единицы», содержащие в себе основные свойства, присущие ей как целому. Иерархические взаимосвязи между единицами деятельности подвижны, и в зависимости от места отражаемого объекта в структуре деятельности изменяется содержание психического отражения |
Структурно-функциональный |
При рассмотрении деятельности изучаются механизмы, обеспечивающие движение самой деятельности: надси-туативная активность, определяющая саморазвитие деятельности и возникновение ее новых форм; установ-ка, обусловливающая устойчивость целенаправленной деятельности в изменчивой реальности |
Рис. 4. Аспекты анализа деятельности