Основные направления совершенствования организации инвестиционной деятельности в регионе

Особенности организационно-экономического механизма управления инвестиционной деятельностью, значение планирования инвестиционной деятельности в регионе, предлагаются меры государственного регулирования инвестиционной деятельности в регионе, определяются мероприятия по повышению эффективности инвестиционных процессов в регионе.

Важным условием необходимых организационно-экономических преобразований в инвестиционной деятельности является реформирование организаций строительства и проектирования. Реформирование отношений участников капитального строительства, как наиболее сложной, многоцелевой, разнонаправленной сферы их интересов и устремлений, в условиях рыночных отношений, может быть осуществлено только на основе обеспечения условий для равноправного свободного предпринимательства и материальной ответственности каждого участника за выполнение условий заключенных контрактов. Все предприятия строительного комплекса, независимо от форм их собственности, должны функционировать в равных экономических условиях, без каких-либо дискриминаций, на условиях предпринимательства, взаимных обязательств сторон; ответственности за их исполнение.

Одним из способов повышения инвестиционной активности является также развитие в строительном комплексе системы кредитования предприятий. Все виды кредитов должны служить соответствующим целям создания, развития, поддержания жизнедеятельности юридических лиц и граждан, действующих в строительном комплексе. При сравнительно незначительном первоначальном накоплении средств у предприятий, их структурных подразделений, граждан, именно банковский кредит может и должен оказать решающее воздействие на становление и развитие разнообразных форм и структур строительных предприятий.

В работе обосновывается, что основными направлениями и мерами достижения необходимого уровня конкурентоспособности строительных предприятий в регионе с точки зрения качества исполнения работ должны стать:

- изменение кадровой политики в строительстве: переход на формирование основного, постоянного состава высококвалифицированных рабочих и инженерно-технических работников и переменного состава малоквалифицированных рабочих;

- обязательное соблюдение условий лицензирования строительной деятельности;

- включение в перечень организаций, подлежащих обязательному лицензированию на право строительной деятельности, всех предприятий, производящих строительные материалы, конструкции и детали;

- создание банка данных соответствующих строительных компаний, действующих на коммерческой основе, по передовым строительным технологиям и методам производства работ в виде организационно-технологических карт, карт трудовых процессов строительного, содержащих описание и схемы приемов работ, методы контроля качества выполнения операций, допуски и отклонения от проектных параметров.

В диссертации отмечается, что применительно к условиям регионов РФ инвестиционные программы должны включать совокупность инвестиционных заказов, намерений региональных органов власти в сфере создания и воспроизводства основных фондов, сбалансированных с источниками финансирования капитальных вложений и предполагаемых к осуществлению в период действия программ. При этом особенно важно, чтобы объемы работ, включенные в инвестиционные программы, реализовывались за счет средств субъектов Федерации, федерального бюджета, а также намечаемых к привлечению в ходе реализации программ из других источников.

В прогноз финансового обеспечения инвестиционных программ регионов РФ, целесообразно включать: оценку размеров средств, предполагаемых в качестве источников финансирования капиталовложений, намечаемых к осуществлению в период реализации программы за счет инвестиционных ассигнований из регионального и федерального бюджетов, соответствующих внебюджетных фондов, заемных и привлеченных средств, финансовых ресурсов и внутрихозяйственных ресурсов предприятий и их объединений; оценку инвестиционных возможностей населения и немуниципальных инвесторов в прогнозируемый период.

В программах и прогнозах необходимо определять объекты и намечаемые результаты инвестиционной деятельности в сфере капитального строительства, реконструкции, объемы инвестиций, источники их финансирования, устанавливать формы и методы регулирования достижения инвестиционных целей. Размещение заказов на строительство, реконструкцию объектов инвестиционных программ Правительства Кировской области должно осуществляться на основе конкурсного выбора предприятий, организаций-заказчиков, предложивших наиболее выгодные условия выполнения заказов.

Региональное государственное регулирование инвестиционной деятельности должно ориентироваться на экономические цели и учитывать следующие факторы: интересы всей страны, интересы населения региона, необходимость эффективного использования ресурсов региона, создание условий для развития регионального инвестиционно-строительного комплекса.

Следует выделить следующие цели инвестиционной политики региона: равновесие внешних экономических операций с другими регионами и зарубежными странами по поступающим и расходным платежам; непрерывный и пропорциональный экономический рост; повышение качества жизни населения путем улучшения социальных показателей; стабильный уровень цен; сохранение в регионе благоприятных условий окружающей природной среды. Главными направлениями деятельности региональной системы управления инвестициями должны быть: развитие инфраструктуры; аккумуляция ресурсов; создание коммуникаций; законодательная защита инвесторов; региональные инвестиционные программы; бюджетные ассигнования.

Основным критерием экономической эффективности инвестиций для инвестора будет являться ожидаемая доходность на вложенный капитал с учетом степени риска, а для региона – повышение бюджетной эффективности. При построении эффективного механизма управления инвестиционными процессами в регионе основное внимание должно быть уделено совершенствованию и развитию регионального финансового рынка, поскольку узким звеном инвестиционной деятельности является финансирование проектов и программ.

Регулирующая роль региональных органов власти в секторе инвестиционных ресурсов заключается, прежде всего, в следующем: мобилизация и направление инвестиционных ресурсов на решение не только чисто экономических, но и социальных, и экологических задач развития территории; участие собственными финансовыми и материальными ресурсами в территориальных проектах и программах, комплексно решающих социально-эколого-экономические проблемы региона; консолидация финансовых средств и материальных ресурсов для более эффективного их использования; создание специальной кредитно-инвестиционной системы.

Эффективная инвестиционная деятельность в регионе связана с финансовым оздоровлением и повышением конкурентоспособности стратегически значимых предприятий строительного комплекса. Решение проблемы автор видит во внедрении в практику делового оборота принципа сервейинга. Принцип сервейинга является одной из мер для повышения эффективности развития регионального строительного комплекса. Сервейинг представляет собой реализацию системного подхода к развитию и управлению созданием строительных объектов. Он включает все виды планирования (генеральное, стратегическое и оперативное) в целях эффективного функционирования недвижимости, а также мероприятия, связанные с проведением комплекса технических и экономических экспертиз, обеспечивающих получение максимального эффекта. Содержание сервейинга составляет совокупность юридических, технических, экономических и управленческих экспертиз недвижимости, проведение которых обеспечивает получение максимального эффекта от ее использования.

1. Инвестиционная деятельность – важная составляющая, определяющая потенциал развития любой экономической системы, в том числе региональной. Инвестиционная деятельность – это вложение инвестиций или инвестирование, заключающееся в осуществлении практических действий в целях получения прибыли или достижения иного полезного эффекта. Инвестиционная деятельность в регионе – это объективный процесс, имеющий свою логику, развивающийся в соответствии с присущими ему закономерностями и играющий важную роль в экономической жизни региона, поскольку по своей экономической природе инвестиции представляют собой отказ от текущего потребления ради получения доходов в будущем.

2. Управление инвестиционной деятельностью в регионе – это одна из функций управления территорией, представляющая собой непрерывный поэтапный процесс, характеризующийся использованием определенного набора методов и направленный на достижение инвестиционных целей региона. Под инвестиционными целями понимаются ориентиры деятельности, реализация которых обеспечивает предприятию стабильное развитие в долгосрочной перспективе и достижение высокого конкурентного статуса.

3.. В период экономических реформ произошли существенные изменения в системе управления строительным комплексом, а именно: изменилась структура управления отраслью; произошло разгосударствление собственности; упразднены и преобразованы в акционерные общества общестроительные Министерства, на их основе созданы концерны и ассоциации; произошли преобразования в органах среднего звена управления (в акционерные общества, ассоциации, холдинговые компании).

4. Основные этапы определения инвестиционных целей, форм и методов их достижения, а также формирование инвестиционной деятельности строительного комплекса регионального масштаба должны осуществляться в следующей последовательности: разработка градостроительной документации; экспертиза инвестиционных проектов; разработка инвестиционных программ; размещение инвестиционных заказов; осуществление строительства и приемки в эксплуатацию объектов инвестиций.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: