Содержательные теории мотивации

Схема мотивационного процесса

Мотивационный процесс.


Мотивация, рассматриваемая как процесс, теоретически может быть представлена в виде 6 следующих одна за другой стадий.

Естественно, такое рассмотрение процесса носит достаточно условный характер, т.к. в реальной жизни нет столь четкого разграничения стадий и нет обособленных процессов мотивации. Однако для уяснения того, как разворачивается процесс мотивации, какова его логика и составные части может быть приемлема и полезна ниже приводимая модель.

Первая стадия – возникновение потребностей. Потребность проявляется в виде того, что человек начинает ощущать, что ему что-то не хватает. Проявляется она в конкретное время и начинает «требовать» от человека, чтобы он нашел возможность и предпринял какие-то шаги для ее устранения.

Потребности могут быть самыми различными. Условно их можно разбить на три группы:

· Физиологические

· Психологические

· Социальные

Вторая стадия – поиск путей устранения потребностей.

Раз потребность возникла и создает проблемы для человека, то он начинает искать возможности устранить ее: удовлетворить, подавить, не замечать.

Возникает необходимость что-то сделать, что-то предпринять.

Третья стадия – определение целей (направления) действия.

Человек фиксирует что и какими действиями он должен добиться устранения потребности.

На данной стадии происходит увязка четырех моментов:

· Что я должен получить, чтобы устранить потребность;

· Что я должен сделать, чтобы получить то, что желаю;

· В какой мере я могу добиться того, чего желаю;

· Насколько то, что я могу получить, может устранить потребность.

Четвертая стадия – осуществление действия.

На этой стадии человек затрачивает усилия для того, чтобы осуществить действия, которые в конечном счете должны предоставить ему возможность получения чего-то, чтобы устранить потребность. Так как процесс работы оказывает обратное влияние на мотивацию, то на этой стадии может произойти корректировка целей.

Пятая стадия – получение вознаграждения за осуществление действия.

Проделав определенную работу, человек либо непосредственно получает то, что он может использовать для устранения потребности, либо то, что он может обменять на желаемый для него объект.

Шестая стадия устранение потребности.

В зависимости от степени снятия напряжения, вызываемого потребностью, а так же от того, вызывает устранение потребности ослабление или усиление мотивации к деятельности, человек либо прекращает деятельность до возникновения новой потребности, либо продолжает искать возможности и осуществлять действия по устранению потребности. Можно указать на ряд факторов, которые усложняют процесс практического развертывания мотивации.

Важным фактором является неочевидность мотивов.

Можно предполагать, догадываться по поводу того, какие мотивы действуют, но в явном виде их «вычленить» нельзя.

Требуются длительные наблюдения для того, чтобы попытаться с достаточной степенью достоверности сказать о том, какие мотивы являются ведущими, движущими в мотивационном процессе человека.

Следующим важным фактором является изменчивость мотивационного процесса. Характер мотивационного процесса зависит от того, какие потребности инициируют его. Однако сами потребности находятся между собой в сложном динамическом взаимодействии, зачастую противореча друг другу либо же, наоборот, усиливая действие отдельных потребностей. При этом составляющие этого взаимодействия могут меняться во времени, изменяя направленность и характер действия мотивов. Поэтому даже при самом глубоком знании мотивационной структуры человека, мотивов его действия, могут возникать непредвиденные изменения в поведении человека и непредвиденная реакция с его стороны на мотивирующее воздействие.

Еще одним фактором, делающим мотивационный процесс каждого конкретного человека уникальным и не на сто процессов предсказуемым, является различие мотивационных структур отдельных людей, разная степень влияния одинаковых мотивов на различных людей, различная степень зависимости действия одних мотивов от других. У одних людей стремление к достижению результата может быть очень сильным, у других же оно может быть относительно слабым. В этом случае данный мотив будет по разному действовать на поведение людей.

1. Теория иерархии потребностей А.Маслоу

2. Двухфакторная модель Герцберга.

3. Теория приобретенных потребностей Д. Макклеланда.

4. Теория трех факторов СВР Алдерфера.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: