Терия приобретенных потребностей Д.Макклеланда

Двухфакторная модель Герцберга

Фредерик Херцберг продолжил работу Маслоу и создал модель под­держания уровня мотивации — специфическую содержательную теорию мотивации трудовой деятельности. Для выяснения оснований удовле­творенности или неудовлетворенности работой, а также причин повы­шения и снижения производительности труда он разработал в 1950 году двухфакторную теорию мотивации. Он предположил, что: во-первых, удовлетворенность и неудовлетворенность работой представляют собой два независимых друг от друга измерения. Мотивационно-гигиеническая теория основана на предположении, что удовлетворенность и неудовлетворенность трудом не должны оцениваться в едином измеритель­ном континууме (т. е. по одной шкале). Другими словами, поскольку мы имеем две разные группы факторов, одна из которых влияет на удовле­творенность, другая — на неудовлетворенность, то соответственно необ­ходимы и разные методы измерения и воздействия на них.

Во-вторых, имеется целый ряд «факторов» (условия/стимулы орга­низации), влияющих на поле «удовлетворенность работой — нет удовле­творенности работой» (мотиваторы), и ряд других факторов, влияющих на поле «нет неудовлетворенности работой — неудовлетворенность ра­ботой» (гигиенические факторы).

Херцберг выделяет две группы факторов — гигиенические и мотивационные.

Гигиенические факторы: политика компании и стиль управления; ме­тоды контроля за персоналом; отношения с коллегами по работе; уро­вень оплаты; статус работника в организации; условия и безопасность труда.

Мотивационные факторы: достижение успеха; признание за дости­жения; интерес к работе; ответственность; профессиональное совер­шенствование; должностной рост.

Концепция Д. МакКлелланда связана с изучением и описанием влияния на поведение человека потребности достижения, потребности соучастия и потребности властвования. В соответствии с теорией, эти потребности оказывают заметное воздействие на поведение человека, заставляя его предпринимать усилия для удовлетворения этих потребностей. Важное отличие от предыдущих теорий состоит в том, что МакКлеланд рассматривает их как приобретенные под влиянием жизненных обстоятельств, опыта и обучения.

Потребность достижения проявляется в стремлении человека достигать стоящих перед ним целей наиболее эффективно. Люди с этой выраженной потребностью самостоятельно ставят перед собой цели. Обычно они выбирают умеренно сложные цели и задачи, исходя из того, что они могут сделать. Они принимают умеренно рискованные решения и ожи­дают немедленной обратной связи от принятых решений и действий.

Можно сказать, что работники, имеющие ярко выраженную потреб­ность в достижении, готовы браться за работу с элементами вызова, что позволяет им самостоятельно ставить цели. При этом им неприятно за­ниматься работой, у которой нет ясного и ощутимого результата, насту­пающего достаточно быстро. Им постоянно нужно получать результат, или обратную связь. Важно подчеркнуть, что качество результата у таких работников не обязательно будет высшим. Такие работники много и охотно работают, но не очень любят делиться работой с другими, т. е. они не командные игроки.

Потребность в соучастии имеет место в виде стремления к друже­ским неконфликтным отношениям с окружающими. Такие работники стремятся поддерживать хорошие отношения, получать одобрение и поддержку со стороны окружающих. Для них важен факт, что они кому-то не безразличны как люди, работники. Работники с такой выраженной потребностью стремятся занимать посты в организации, которые позволяли бы им активно взаимодействовать с коллегами, клиентами, внешней средой. Для успешной организации работы таких людей необходимо создавать систему реакции внешней среды на их действия (обратная связь), позволять работникам широко взаимодействовать. Необходимо регулярно оценивать результаты их работ, а также оценивать уровень потребностей в соучастии при приеме работника в организацию.

Потребность во властвовании также является приобретенной человеком в результате его социализации. Человек стремится контролировать ресурсы, людей и информацию в своем окружении; оказывать влияние на других людей, их поведение, брать на себя ответственность за их действия. Потребность во властвовании имеет два полюса: стремление иметь как можно больше власти, контролировать все процессы, и и противоположность этому — стремление избегать власти, ответственности. Стремление к власти МакКлелланд разделил на две части: стремление к власти ради самой власти и возможности командовать и стремление к власти для того, чтобы добиваться решения поставленных групповых задач.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: