Теория Х и У МакГрегора.
В зарубежной управленческой науке к наиболее интересным моделям, характеризующим отношения между стимулами и мотивами, можно отнести модель МакГрегори. МакГрегори проанализировал деятельность исполнителя на рабочем месте и выявил, что управляющий может контролировать следующие параметры, определяющие действия исполнителя:
• задания, которые получает подчиненный;
• качество выполнения задания;
• время получения задания;
• ожидаемое время выполнения задания;
• средства, имеющиеся для выполнения задания;
• коллектив (окружение), в котором работает подчиненный;
• инструкции, полученные подчиненным;
• убеждение подчиненного в посильности задания;
• убеждение подчиненного в вознаграждении за успешную работу;
• размер вознаграждения за проведенную работу;
• уровень вовлечения подчиненного в круг проблем, связанных работой.
Все эти факторы, которые зависят от руководителя, в той или ими мере влияют на работающего и определяют качество и интенсивность его труда. На основе этих факторов МакГрегор сформулировал два различных подхода к управлению, которые назвал теорией «X» и теорией «У».
Теория «X» и теория «У» по вопросу о поведении человека могут быть представлены следующим образом. Теория «X»:
· человек изначально не любит работать и будет избегать работы;
поскольку человек не любит работать, его следует принуждать,
· контролировать, угрожать наказанием, чтобы заставить работать для достижения целей организации;
· средний человек предпочитает, чтобы им руководили, он предпочитает избегать ответственности, у него мало честолюбия, ему нужна безопасность.
Теория «У»:
· работа для человека так же естественна, как игра;
· внешний контроль не единственное средство объединения усилий для достижения целей организации. Человек может осуществить самомнение и самоконтроль, служа целям, которым он привержен; приверженность формируется как результат наград, связанных с достижением целей;
· средний человек стремится к ответственности, его желание избежать ответственности, как правило, результат прошлого разочарования и вызвано плохим руководством сверху;
· средний человек наделен высоким уровнем воображения и изобретательности, которые редко используются в современной жизни, что ведет к разочарованию человека и превращает его в противника организации.
1.Мотивация поведения личности.
2. Психологические типы личности и их роль в процессе коллективного труда.
3. Типология индивидов как представителей биологического вида.
6. Типы личности, определяемые характером.
7. Особенности поведения основных типов личности в процессе труда.
Мотивация с психофизиологической точки зрения - обусловленное актуализированной потребностью возбуждение определенных нервных структур (функциональных систем), вызывающих направленную активность организма. К ним могут относиться пищевая, половая, познавательная, защитная и другие виды мотивации.
К мотивационным состояниям человека относятся: интересы, желания, стремления, намерения, влечения, страсти, установки.
Интерес - эмоционально насыщенная направленность на объекты, связанные со стабильными потребностями человека. Интерес - это мотивационно-регуляционный механизм человеческого поведения, определяемый иерархией сформированных потребностей.
Желание - мотивационное состояние, при котором потребности соотнесены с конкретным предметом их удовлетворения. Желания подразделяются на три группы - естественные и необходимые, например желание удовлетворить голод,, или укрыться от непогоды; естественные, но не необходимые, например желание получить ученую степень; и желания ни естественные, ни необходимые - связанные с честолюбием, славой, властью, превосходством над другими людьми и т. д. Желание связано со стремлением - повышенным эмоциональным тяготением к объекту желания.
Страсть - очень стойкое эффективное стремление к определенному объекту, потребность в котором доминирует над всеми остальными потребностями и придает соответствующую направленность всей жизнедеятельности человека
Влечение - состояние навязчивого тяготения к определенной группе объектов. Оно может быть естественным и сформиоованным в социальных условиях.
Намерение - сознательно принимаемое решение достичь определенной цепи с отчетливым представлением средств и способов действия. В намерении объединяются побуждение к действию и его сознательное планирование. Намерения организуют поведение человека, обеспечивают произвольность его действий, выступают как сознательный акт поведения. Сознательным обоснованием намерения является мотив.
Установка - состояние готовности к определенному способу поведения в определенных ситуациях. Это нейродинамическая закодированная модель поведения. Установка - постоянная, устойчивая основа поведения человека.
Различаются два вида установок: общая и дифференцированная. Общая установка возникает в отношении больших классов явлений, дифференцированная - по отношению к отдельным объектам. Установка лежит в основе целостности и последовательности поведения человека, определяет норму его реакции.