И дидактической (обучающей) речи

Лингводидактическое описание устной (разговорной)

В учебном процессе

Лингводидактическое описание коммуникативной ценности,

И речи в процессе обучения русскому языку как иностранному

Вопросы лингводидактического описания единиц языка

С точки зрения лингводидактики

Основные способы введения лексико-грамматического материала

Понимание и прочность усвоения нового материала учащимися зависят в том числе и от условий экстралингвистического характера: выбора путей объяснения, способа ведения и др. Обычно говорят о двух способах: индуктивном – от примеров и конкретного наблюдения к выводам и обобщениям, и дедуктивном – от общих правил и выводов к анализу конкретного материала.

В группах филологов, будущих преподавателей, особо важен индуктивный способ обучения, так как для них важное значение будут иметь навыки и умения самостоятельно делать выводы и заключения по конкретным наблюдениям и анализу того или иного материала.

Если для нефилологов индуктивный способ обучения служит средством вызвать у учащихся заинтересованность в практическом овладении языком и стимулом в постоянном развитии активных речевых навыков и умений, то для филологов индуктивный способ, с одной стороны остается тоже средством практического овладения языком (он сам учится языку). Практическое овладение грамматикой русского языка должно вестись преимущественно индуктивным способом, при котором значительно повышается самостоятельная умственная деятельность учащихся. Для активного усвоения лексико-грамматического материала особое значение имеет умение учащихся установить между разными языковыми явлениями нужные аналогии, умение сопоставлять и разграничивать материал.

см. https://web-local.rudn.ru/web-local/uem/iop_pdf/175-SHaklein.pdf стр.128

дидактической значимости языковых/речевых единиц

см. https://web-local.rudn.ru/web-local/uem/iop_pdf/175-SHaklein.pdf стр.132

Дидактическая речь отличается от разговорной речи следующими особенностями.

1. Разговорная речь обычно представляет собой индивидуализацию языка, нередко и некоторое отступление от языковых норм, книжного стиля. Обучающая дидактическая речь должна быть нормативной.

2. Разговорная речь реализуется обычно в виде сообщения, обращения, выражения. Обучающая (дидактическая) речь остается длительное время на уровне сообщения и обращения. Реализация разговорной речи в виде выражения собственных чувств и мыслей представляет собой наиболее высокий уровень владения учащимся языком.

3. Разговорная речь, как известно, достаточно произвольна и свободна. Обучающая речь свободна относительно.

4. Разговорная речь может быть не связанной с педагогическими и дидактическими целями. Обучающая речь должна быть построена с их учетом: они ставятся в ходе учебного процесса.

5. В разговорной речи монологическая и диалогическая формы, как правило, взаимно переплетаются нередко произвольно и случайно в зависимости от ситуации, и это не имеет большого дидактического значения. В обучающей речи диалогическая форма должна быть положена в основу учебного процесса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: