На среднем этапе обучения

Лингводидактическое описание русского языка

На начальном этапе обучения

Лингводидактическое описание русского языка

И дидактическая (обучающая и учебная) речь

Микроязык учебника русского языка как иностранного

Иностранных учащихся, изучающих русский язык

Лингводидактический аспект работы по развитию речи

см. https://web-local.rudn.ru/web-local/uem/iop_pdf/175-SHaklein.pdf стр.140

см. https://web-local.rudn.ru/web-local/uem/iop_pdf/175-SHaklein.pdf стр.149

В лингводидактическом описании русского языка как иностранного, как правило, выделяют три типа, которые соответствуют элементарному (базовому), среднему и продвинутому этапам обучения. (Сегодня, в соответствии с государственными стандартами, выделяют пять уровней овладения русским языком).

Начальный этап обучения включает знакомство с фонетикой и графикой, элементарной лексикой и грамматикой в минимальном объеме (элементарный курс), и этап последующего обучения, призванного обеспечить минимальные коммуникативные потребности учащихся – умение читать со словарем и объясняться в бытовых ситуациях (базовый курс). Рассмотрим описание языка для обоих этих этапов.

На начальном этапе на каждом занятии у учащегося формируется «грамматика русского языка», достаточная для решения определенных коммуникативных задач. На начальном этапе с каждым занятием у студента увеличивается объем знаний о языке, расширяются представления о его устройстве. После прохождения начального этапа учащийся должен уметь сообщить что-то на бытовую тему, попросить о чем-то, возможно, написать текст бытового содержания. После завершения начального этапа студент может что-то понимать на слух, читать адаптированные тексты, извлекать информацию из газет. Для всего этого не требуется больших знаний грамматики, однако необходимы некоторые ее основы.

На начальном этапе необходимо знание определенного количества самых распространенных и важных для общения слов, должно быть сформировано относительно полное представление о русской фонетике.

На среднем этапе грамматика не сводится к «грамматическому минимуму», а представляет собой относительно полную систему, которая требует особого описания. На среднем этапе можно выделить следующий ориентир в изучении языка: способность более или менее полно выражать свои основные намерения. Учащиеся должны уметь изложить основные мысли в вопросах, связанных с повседневным и профессиональным общением, читать любую литературу со словарем. Для среднего этапа берутся достаточно полные сведения о грамматике, необходимые для восприятия, и по-прежнему минимизируются сведения, нужные для активной речевой деятельности. На среднем этапе системный критерий отбора материала в грамматике и в лексике становится ведущим, нередко на практике отодвигая на задний план коммуникативный. На этом этапе также проводятся отдельные занятия по практической фонетике, грамматике и лексике.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: