Общей культуры общества

Предисловие

ББК 75.1 я 73

УДК 37.037.1(073)

Курс лекций

Омск 2007

УДК 37.037.1(073)

ББК 75.1 я 73

Ф49

Рецензенты:

В.А. Сальников, д-р. пед. наук, профессор;

Л.Г. Харитонова, д-р. биолог. наук, профессор

Ф 49 Физическая культура: учеб. пособие (второе издание) / Ж.Б. Сафонова, В.М. Шулятьев, Б.В. Кимейша, В.Ф. Красавина, Е.Г. Бабушкин;
Н.Н. Ляликова, В.И. Кузьмин; Т.М. Ушакова; под ред. Ж.Б. Сафоновой. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2007. – 176 с.

Включает цикл лекций обязательного теоретико-методического материала для итоговой аттестации по дисциплине «Физическая культура» и позволяет систематизировать и углублять знания по основам теории и методике физического воспитания. Освещены вопросы методики формирования навыка здорового образа жизни, психофизической подготовки, врачебно-педагогических наблюдений при организованных и самостоятельных формах занятий физической культурой.

Предназначен для преподавателей физической культуры и студентов высших и средних учебных заведений.

Печатается по решению редакционно-издательского совета
Омского государственного технического университета.

Ó Авторы, 2007

Ó Омский государственный

технический университет, 2007

 
 
 


(КО ВТОРОМУ ИЗДАНИЮ)

Высшие учебные заведения любого общественного строя выполняют свою главную задачу – способствуют формированию образованного, всесторонне развитого специалиста, готовят его к трудовой деятельности в сфере производства. Одновременно задачей высшей школы является воспитание культурного человека, способного в повседневной жизни реализовать свои потребности, участвуя в различных видах деятельности.

Наряду со специальными предметами «Физическая культура» в высших учебных заведениях представлена как учебная дисциплина и важнейший компонент целостного развития личности.

В соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для студентов дневного обучения впервые предусмотрена итоговая аттестация в форме устного опроса по теоретическому и методическому разделам программы вышеназванной дисциплины. В связи с этим возникла необходимость теоретико-методических знаний в виде курса лекций. Коллективом преподавателей кафедры физвоспитания и спорта Омского государственного технического университета были разработаны лекции по соответствующей тематике: В.М. Шулятьевым, д-ром пед. наук, проф. (л. 1); Ж.Б. Сафоновой, д-ром пед. наук, проф. (л. 3, 9); Б.В. Кимейшей, канд. пед. наук (л. 2 ч. 2,4); В.Ф. Красавиной, канд. пед. наук, доц. (л. 6); Е.Г. Бабушкиным, канд. пед. наук, доц. (л. 2 ч. 1,7, 8); Н.Н. Ляликовой, канд. пед. наук, доц. (л. 10,); В.И. Кузьминым, канд. биол. наук, доц. (л. 11); Т.М. Ушаковой, доц., засл. тренером РФ (л. 5).

С момента выпуска первого издания учебного пособия «Физическая культура» – курс лекций прошло четыре года. Книга стала основой подготовки студентов 4-го курса к обязательной, итоговой аттестации завершения обучения по предмету «Физическая культура». Учебное пособие дополняет учебник «Физическая культура студента» (коллектив авторов, изд-во Гардарики), впервые изданный в 1999 г. под ред. В.И. Ильинича и переиздаваемый ежегодно, количество экземпляров которого, имеющееся в библиотеке, не восполняет потребности в нем при подготовке к экзамену.

За прошедшие годы четырехлетнего опыта лекционной работы со студентами на основе материала учебника, нашего учебного пособия и результатов итогового экзамена было выявлено, что материал не всех глав (тем) и отдельных разделов усваивается неодинаково качественно (по данным проведенного анкетирования 325 студентов). Аналогичные данные приводит и В.И. Ильинич,
2004 г.

В связи в вышеизложенным авторским коллективом нашего учебного пособия были внесены изменения в отдельные разделы в виде более упрощенного для понимания студентов текста (с исключением сугубо научных специфических терминов теории и методики физической культуры) и дополнения в темы 1, 2, 4, 6, 7, 9 в виде более четкого описания различий между физиологическими и функциональными системами, с приведением примеров, а также представлены современные методики самостоятельных занятий физической подготовкой и самоконтроля за адекватностью реакций организма на физическую нагрузку. Переработаны и дополнены темы 10 и 11 с позиций современного видения необходимости знаний для будущих специалистов с примерами, убеждающими в полезности их использования для обеспечения высокой работоспособности.

Новое издание дополнено библиографическими источниками последних лет. Пособие содержит лекционный материал, необходимый для понимания природных и социальных процессов функционирования физической культуры общества и личности, умения использовать полученные знания для личного и профессионального развития, самосовершенствования, а также организации здорового образа жизни.

В отличие от популярных изданий авторы представили учебный материал по вопросам теории и методики физического воспитания, спортивной тренировки и оздоровительной физической культуры, спортивной медицины, личной гигиены и психофизической тренировки в адаптированном варианте для студентов нефизкультурных вузов, используя научные труды ученых по вышеназванным дисциплинам (в тексте лекций даны ссылки).

Пособие содержит 11 лекций по предусмотренным программой обязательным темам теоретических занятий. Обращаем внимание читателей на третью и шестую темы, дополненные текстом, имеющим факультативный характер, с целью расширения профилактических знаний в современных условиях жизнедеятельности: в частности, это разделы о факторах риска ишемической болезни сердца (ИБС) и других неинфекционных заболеваний, а также вопрос управления самостоятельными занятиями. Основанием к этому явилась вызывающая опасения и наметившаяся в последние годы (по данным литературы и собственным исследованиям) негативная тенденция роста сердечно-сосудистой патологии и явная преемственность между структурой подростково-юношеской заболеваемости и болезнями взрослых, что требует по рекомендациям Всемирной организации здравоохранения не только полноценного лечения, но и разработки действенных мероприятий как по первичной, так и по вторичной профилактике ИБС на уровне всего населения.

В оглавлении представлена рубрикация каждой темы, ее разделы и подразделы. По каждой теме с целью сокращения времени на подготовку к экзамену дан список литературы.

Разумеется, лекции не претендуют на исчерпывающее освещение рекомендуемой учебной программой тематики. Тем не менее, надеемся, что разработанный материал явится значительным вкладом в углубление знаний по данной дисциплине.

Тема 1. Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов

1.1. Физическая культура и спорт – составляющие

Уровень культуры общества в большей мере определяется степенью развития, раскрытия и использования индивидуальных человеческих способностей. При этом особенно важно подчеркнуть, что в системе общечеловеческих культурных ценностей одной из главных составляющих является уровень здоровья и физической подготовленности всей популяции в различные возрастные периоды и особенно в первую половину жизни, определяющей возможности освоения всех остальных ценностей.

Физическая культура и спорт представляют собой самостоятельный вид деятельности человека, значение которого в развитии общества весьма многообразно. Они оказывают определенное влияние на общественное производство, на формирование человека как личности, на развитие общественных отношений.

Физическая культура – часть общей культуры общества, направленная на укрепление и повышение уровня здоровья. Она выполняет социальную функцию – воспитание всесторонне и гармонично развитой личности.

В настоящее время возросло понимание физической культуры как общественной и индивидуальной ценности, что позволяет сформировать новые тенденции в развитии общественного мнения и личностных мотиваций к освоению ценностей физической культуры всеми и каждым.

Если еще в не очень далеком прошлом занятия физическими упражнениями были уделом энтузиастов, спортсменов и физкультурников, то в настоящее время они становятся все более необходимой составляющей образования и здорового образа жизни каждого человека. Одной из основных задач цивилизованного общества является внедрение в повседневный режим жизни активной двигательной деятельности. Важнейший мотив этого – стремление повысить устойчивость организма к различным неблагоприятным условиям внешней среды, сохранить здоровье, активную трудоспособность и устранить проявления хронической патологии.

Целью физической культуры и спорта является также расширение диапазона максимально предельных возможностей организма здоровых людей для сохранения устойчивого состояния и способности к преодолению экстремальных факторов, связанных с определенными условиями труда, и общественной деятельности человека. Личность развивается в основном в процессе деятельности и конкретных ее видов. Основными универсальными ее видами являются: познавательная, трудовая, коммуникативная, игровая. Человек, по существу, и является продуктом этих видов деятельности. Деятельность представляет собой процесс освоения мира, как в целом, так и в конкретных его проявлениях. Другими словами – это человеческая активность, направленная на освое­ние окружающей действительности, на ее совершенствование в интересах человека, на физическое и интеллектуальное саморазвитие человека.

Она неразрывно связана с потребностями, поскольку вся история че­ловеческого общества есть не что иное, как деятельность по удовлетворению его потребностей. Существует два класса, два условия потребностей – ес­тественные, докультурные и человеческие – социальные, культурные. К первым относятся нужда в пище, воде, воздухе, движении, потребности размножения, защите потомства. Они в полной мере присущи как жи­вотным, так и человеку, но в человеческом обществе они детерминирова­ны социальными условиями.

Культурные, человеческие потребности не даны, а только «заданы» природой; они формируются в процессе воспитания и различных видов деятельности. Уровень их сформированности и осознанности зависит от качества деятельности человека по удовлетворению осознанной им нуж­ды, необходимости в материальных и духовных, физических и психичес­ких, интеллектуальных и эмоциональных ценностях. И по этому механиз­му в процессе деятельности формируются духовные и физические качества человека, его способности. А затем эти различные, разносторонние спо­собности (например, в двигательной деятельности) раскрываются, реали­зуются в процессе жизни, труда, быта, военного дела, как в интересах самого человека, так и в интересах общества, создания его материальных и духовных ценностей.

Иначе говоря – потребность является одним из важнейших источников и условий развития личности и общества, побудительной причиной соци­альной деятельности людей. При этом имеется в виду, прежде всего, сво­бодная активность, в основе которой может лежать как творческая вари­ативность, так и репродуктивная, стандартная деятельность.

К числу наиболее общих социальных, сверхприродных потребностей относится необходимость создания здоровой, жизнедеятельной и мобиль­ной нации, во всесторонне и гармонически развитых людях и в создании объективных условий для свободного и безграничного развития их сил, способностей и дарований. Это, прежде всего, обусловлено социальным строем, уровнем и характером развития производительных сил (людей, техники, науки, искусства) и взаимоотношениями людей в процессе про­изводства. Эта потребность, с позиции здравого смысла, присуща любо­му здравомыслящему человеку.

Стремительный прогресс производства, снижение доли физического труда в быту, значительное интеллектуальное, эмоциональное и психологическое напряжение рабочей деятельности в условиях резкого снижения физической активности, этого главного у предшествующих поколений регулятора состояния функций организма человека, обнажили со всей остротой дефицит физической культуры большинства населения.

Жизнь показала, что даже самые выдающиеся достижения современной медицины не в состоянии принципиально повлиять на процесс физической деградации человека. Они могут в лучшем случае лишь замедлить его, спасти то, что еще можно спасти. Модный тезис о необходимости охраны природы теперь можно дополнить призывом к охране природы самого человека (В.К. Бальсевич, 1986 г.). Большинство ученых всего мира считают главным источником развития и укрепления здоровья систематическую физическую активность в течение всей жизни.

Осознание роли физической культуры в жизни человека и общества усилилось в последние десятилетия. Стимулом для этого является значение физической культуры как фактора совершенствования природы человека, как элемента компенсации развивающегося дисбаланса требуемого объема и качества двигательной активности с одной стороны, и реальной физической активности в повседневной жизни – с другой стороны.

Физическая культура посредством физических упражнений готовит людей к жизни и труду, используя естественные силы природы и весь комплекс гигиени­ческих факторов, а также режим труда, быт, отдых, определяющих состояние здоровья человека и уровень его общей и специальной физической подготовки.

Показателями состояния физической культуры в обществе являются: массо­вость ее развития; степень использования средств физической культуры в сфере образования и воспитания; уровень здоровья и всестороннего развития физиче­ских способностей людей; уровень спортивных достижений; наличие и уровень квалификации профессиональных и общественных физкультурных кадров; про­паганда физической культуры и спорта.

Физическая культура и спорт привлекают все большее внимание социологов, медиков, историков, педагогов, философов и специалистов других наук. О спорте пишут статьи, книги, ему посвящаются спектакли и кинофильмы. Все это не просто дань моде, а отражение того места в жизни современного общества, которое заняли в нем физическая культура и спорт.

С мотивациями, уровнем физкультурной образованности и объемом накопленного опыта связана и непосредственно осуществляемая каждым физическая активность. Главными слагаемыми любой личностной культурной ценности являются: качество организации, систематичность, соответствие целям физической подготовки, адекватность состоянию организма, возрасту, уровню физической подготовленности.

Таким образом, именно в физической активности человека реализуется потенциал его физической культуры, отражается способность к совершенствованию своей физической природы на основе использования и освоения накопленных всем обществом знаний, опыта, технологических и материальных возможностей и соответствующих условиям жизни установок.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: