Основные понятия и терминология

В понятиях и терминах раскрывается предмет изучения и преподавания любой дисциплины. В понятиях и терминологии концентрируются накапливаемые наукой знания. Понятие считается полным, если оно имеет определение, т.е. краткую формулировку критериев отличия одного понятия от других, способов его повторения и употребления. Ниже дается определение основных понятий и терминов, которые имеют место в учебном пособии. Исходя из современных концепций теории культуры потребностно-деятельностного подхода представляется возможным дать следующее определение.

Физическая культура – это вид культуры, который представ­ляет собой специфический процесс и результат человеческой деятельнос­ти, средство и способ физического совершенствования людей для выпол­нения ими своих социальных обязанностей.

Это сложное и многофункциональное явление, которое имеет свою струк­туру, отражающую ее формы и содержание, а также собственное специфи­ческое функционирование. Ее компоненты полностью удовлетворяют все потребности общества и личности в физической подготовке людей к их жиз­недеятельности (в труде, быту, военном деле, в активном отдыхе).

Под структурой понимаются состав и строение системы (объекта, пред­мета), другими словами – количество элементов (компонентов, частей) и характер связей между ними. Эти связи могут быть иерархическими, субординационными (соподчиненными по вертикали), либо координаци­онными, расположенными в одной плоскости и на одном уровне.

Исходя из концепции потребностно-деятельностного подхода, можно выделить следующие структурные элементы (части) в системе физической культуры как вида культуры: неспециальное (непрофессиональное) физ­культурное образование (НФО), физическую рекреацию, спорт, двига­тельную реабилитацию, адаптивную физическую культуру.

Неспециальное (непрофессиональное) физкультурное образование пред­ставляет процесс чаще всего самодеятельного образования (формирова­ния) нового, более высокого, чем дано природой, уровня развития физи­ческих качеств, полученных человеком при рождении, от природы, а также образования (формирования) двигательных навыков, не данных человеку от рождения (гребля, плавание, ходьба на лыжах, езда на велосипеде, бег на коньках), движения в акробатике, гимнастике, спортиграх и т.п.

Физическое воспитание – вид физической культуры, процесс формирования потребности в занятиях физическими упражнениями в интере­сах всестороннего развития личности, положительного отношения к физи­ческой культуре, выработке ценностных ориентации, убеждений, вкусов, привычек, наклонностей.

Спорт – вид физической культуры, игровая, соревновательная деятель­ность и подготовка к ней, основанные на использовании физических упражне­ний и направленные на достижение наивысших результатов.

Спортивная деятельность направлена на раскрытие резервных возмож­ностей и выявление предельных для данного времени уровней функциони­рования организма человека в процессе двигательной деятельности. Со­стязательность, специализация, направленность на наивысшие достижения, зрелищность являются специфическими признаками спорта как вида фи­зической культуры.

Физическая рекреация – вид физической культуры: использование физических упражнений, а также видов спорта в упрощенных формах для активного отдыха людей, получения удовольствия от этого процесса, раз­влечения, переключения с одного вида деятельности на другой, отвлечения от обычных видов трудовой, бытовой, спортивной, военной деятельности.

Она составляет основное содержание массовых форм физической куль­туры и представляет собой рекреативную деятельность.

Двигательная реабилитация – вид физической культуры: целе­направленный процесс использования физических упражнений для восстанов­ления или компенсации частично или временно утраченных двигательных спо­собностей, лечения травм и их последствий.

Этот процесс осуществляется комплексно, под воздействием специ­ально подобранных физических упражнений, массажа, водных и физиоте­рапевтических процедур и некоторых других средств. Это восстановитель­ная деятельность.

Физическая подготовка – вид неспециального физкультурного об­разования: процесс формирования двигательных навыков и развития физичес­ких способностей (качеств), необходимых в конкретной профессиональной или спортивной деятельности (физическая подготовка летчика, монтажника, сталевара и т.п.).

Она может определяться и как вид общей подготовки спортсмена (фи­зическая подготовка спринтера, боксера, борца и т.п.).

Физическое развитие – процесс изменения форм и функций орга­низма либо под воздействием естественных условий (питания, труда, быта), либо под воздействием целенаправленного использования специальных физичес­ких упражнений.

Это также и результат воздействия указанных средств и процессов, который можно измерить в данный конкретный момент (размеры тела и его частей, показатели различных двигательных качеств и способностей, функциональные возможности систем организма).

Физические упражнения – движения или действия, используе­мые для развития физических способностей (качеств), органов и систем, для формирования и совершенствования двигательных навыков.

С одной стороны – это средство физического совершенствования, те­лесного преобразования человека, его биологической, психической, ин­теллектуальной, эмоциональной и социальной сущности. С другой – это метод (способ) физического развития человека. Физические упражнения являются основным, «сквозным» средством всех видов физической куль­туры (неспециального физкультурного образования, спорта, физической рекреации и двигательной реабилитации).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: