double arrow

Византия

Особенность дипломатии Византии – присутствие хитрости, непорядочность, лукавство.

Дипломатов готовили в спец. правительственных учреждениях. Послы снабжались инструкциями и отправляли донесения в свою страну из-за границы. Посла назначали принудительно на 3-4 месяца, по прибытии – отчет, вернуть подарки, в отъезд нельзя брать жену, повара, иметь собственность в др.стране.

Очень важными считались вопросы протокола и церемониала, поскольку создавали видимость всемогущества Византии (император Византии написал труд об этом).

На переговорах император не говорил с послами напрямую, только через советника, при этом трон располагался очень высоко.

8. Особенности европейской дипломатии в Средние века.

В средние века дипломатия была орудием осуществления внешнеполитических целей феодального государства. На раз­личных этапах его развития изменялись содержание, характер деятельности и методы средневековой дипломатии.

История средневековой Европы открывается падением За­падной Римской империи и нашествий «варварских» племен. В Европе образовался ряд «варварских» государств, в которых в течение последующих столетий складывается фео­дальный строй.

Цели внешней политики государств опреде­лялись интересами военно-землевладельческой знати, приоб­ретавшей все большую силу в феодализировавшемся обществе.

Международная обстановка была неустойчивой. Международные столкновения разрешались не только силой, но и путем переговоров и соглашений. Так складывалась дипломатия «варварских» государств, соединяв­шая черты примитивности, характерные для этих новых поли­тических образований, с некоторыми элементами римской тра­диции.




Значительное влияние на дипломатию молодых варварских государств оказала Византия, где сохранились дипломатиче­ские традиции Поздней Римской империи. Высокоразвитая организация этой восточной дипломатии, ее торжественный церемониал, изворотливость, коварство, умение изобретать всякого рода комбинации, разъединять своих врагов, исполь­зовать в своих целях торговые, культурные и религиозные связи — все это оказало сильное воздействие на дипломатию средневековья. Другим мощным проводником влияния римских традиций на дипломатию средних веков была католическая церковь в лице папства с его широкими международными свя­зями.



Напрямую короли встречались крайне редко, договаривались специальные люди – послы. 1й постоянный посол 1450г. Италия: герцог Миланский отправил оратора-резидента в Венецию и Флоренцию (он был гражданином своего государства, но служил в другой стране всю жизнь). Послы занимались заключением договоров на конференциях, встречах, которые затем утверждались Папой Римским.

В условиях раннего средневековья не могли установиться более или менее прочные политические образования, границы непрерывно менялись, государства быстро создавались и рас­падались. Даже наиболее крупные и сильные объединения ран­него средневековья не имели прочной экономической базы и представляли временные и не­прочные военно-административные объединения.

Дипломатия периода политической раздробленности сред­невековой Европы соответствует характеру сложившегося фео­дально-крепостнического строя. Сеньория отождествляется с государством. Крупный землевладелец является государем. Различие между государством и частным владением стирается; исчезает также различие между публичным и частным правом, отношениями частными и международными. Несмотря на существование «феодальной лестницы», каждая крупная сеньория ведет более или менее самостоятельную внешнюю политику. Провозгла­шается право «частной войны».

Деятельность дипломатии этого периода была направлена главным образом на урегулирование споров и столкновений, которые возникали между государями-вотчинниками из-за грабежа соседних владений или захвата чужих подданных ради увеличения числа плательщиков феодальной ренты. По­рой, однако, эта дипломатия разрешала и более крупные вопросы, возникавшие между государями-вотчинниками перед лицом какого-либо общего врага — мусульман для Западной Европы, половцев и татар для феодальной Руси.

Делается попытка установления не только церковного, но и политического господства пап над всеми странами католического Запада с целью распростране­ния папской теократии на «весь мир». На этой почве разгоре­лась долгая борьба между императорами и папами, в которую был втянут ряд стран Европы. Борьба велась как силой ору­жия, так и дипломатическим путем. В отличие от империи, вечно страдавшей от внутренних несогласий, возглавлявшаяся папами католическая церковь представляла наиболее органи­зованную силу в раздробленной Европе. Папство являлось но только религиозной, но и государственной силой. Разжи­гая существовавшие противоречия, чтобы использовать их в интересах своего владычества, папство развивало активнейшую дипломатическую деятельность. В ней применялись все доступ­ные папскому престолу средства, начиная от испытанных ме­тодов политики великодержавного Рима, вплоть до отлучений от церкви, интердиктов, подкупа, шпионажа и тайных убийств.

Внешняя политика и дипломатия крупных феодальных мо­нархий — Франции, Англии, Испании, Московской Руси — направлены были на преодоление политической раздробленно­сти, объединение и расширение государственной территории, борьбу с соперниками за военное и торговое преобладание, на поиски союзников, необходимых для разрешения этих задач. В такой обстановке дипломатическая работа все более приобре­тает значение особой отрасли государственной деятельности. В ее организации и приемах проявляются черты, сближающие ее с дипломатией нового времени.

Особую роль в истории дипломатии средневековой Европы играли итальянские города. В Италии раньше других стран начали развиваться капиталистические отношения. Здесь тор­говые и промышленные независимые города находились в со­стоянии непрерывного соперничества и постоянной борьбы за внешние рынки. Необходимость регулировать сложные внешние отношения итальянских городов, которые вели интенсивную международную торговлю, вызвала к жизни их искусную и тонкую дипломатию, многое позаимствовавшую от Востока и особенно от Византии. В свою очередь диплома­тия итальянских городов оказала сильнейшее влияние на дип­ломатическую практику складывавшихся в Европе абсолютных монархий.

9. Формирование системы межгосударственных отношений в середине XVII в. и дипломатия Нового времени.

Это поворотное время в истории МО: отношения между государствами меняются.

Встречаются первые попытки профессионализации дип.службы.

Построению прочных дипломатических связей мешали следующие проблемы:

1. зачаточное состояние государственных интересов;

2. отсутствие прочно сложившегося аппарата государственной и дипломатической службы;

3. отсутствие должного уровня коммуникаций, транспортных путей.

После 1648 года складывается система МО и МП. Вестфальская система, основные тезисы МП:

1) субъектом МО является суверенное национальное государство;

2) государства – светские (папство исчезло как наднациональная сила);

3) все государства суверенны и независимы;

4) все государства равноправны.

Изменения коснулись и дипломатической деятельности. Эти изменения выражены в труде Гуго Гроция «О праве войны и мира».

Решающее значение имеют 2 мысли:

1. посол представляет не себя лично, а высшую суверенную власть государства, которое облачило его в полномочия.

2. если принимающая сторона признает его таковым, то посол, не будучи резидентом страны пребывания, не обязан подчиняться его законам + его семья и имущество.

Формы и методы дипломатии того периода не отличаются последовательностью и чистоплотностью. Основной инструменты дипломатических функций: коррупция, интриги, подкуп, шантаж. У Франции и Испании имелся специальный фонд для подкупа представителей различных стран.

Постепенно понятие государственного интереса как инструмента защиты и реализации своего суверенитета находит все большее распространение у правителей после 1648г.

С 16 до середины 18 века – период насыщенных политических процессов общеевропейского развития – борьба за влияние в различных сферах.

3 узла противоречий:

· колониальный вопрос – начало борьбы за колонии (Сев., Центр. Америка, Ю-В Азия)

· начало складывания восточного вопроса (Зап. государства vs Турция, которая приходит в упадок)

· борьба за гегемонию в Прибалтике, становление России как европейской державы

Основные войны этого периода:

Северная война (1700-21),

Испанское наследство (1707-14),

Тридцатилетняя (1618-48),

Семилетняя (1756-63).

10. Революционная дипломатия: сравнительный анализ (Война за независимость США 1776-1783, Великая Французская революция 1789-1797, Русская революция 1917)

США:

4 июля 1776 года – Декларация независимости, которая основывалась на идеи естественных прав (на жизнь, равенство по факту рождения и т.д.) Они были первыми, кто закрепил суверенитет народа, а не суверена. Идут военные действия с Англией. На Континентальном конгрессе 1781 года было принято решение отказаться от принципов дипломатии британской империи. Была создана Комиссия по иностранным делам Конгресса. Это день рождения центрального дипломатического ведомства США. В 1789 году создается Государственный департамент. Вопрос о профессиональной дипломатической службе не встает. Вопрос международного признания в тот момент стоит достаточно остро, и внешнюю политику берут в свои руки Франклин и Джефферсон. Именно им удается добиться договоренностей с Францией и пописать мирный договор с Англией.

Франция:

1789 – Декларация прав и свобод человека, подготовка к Конституции. Идет отторжение всего старого, пережитков прошлого режима. До этого МИД был королевским ведомством, где высшие посты занимали аристократы. Революционеры выступают за уничтожение сословного неравенства и за отмену принципа преемственности в ведении иностранных дел. МИД полностью упраздняется. Создается специальная комиссия по иностранным делам. В условиях революционного террора профессиональных дипломатов старой школы не было, это были непрофессионалы, случайные люди. Не были сформированы четкие внешнеполитические интересы и принципы дипслужбы. Одновременно идет противостояние со стороны Англии и Австрии. Поэтому постоянные представители остаются только в Швейцарии и Голландии, которые нейтральны к Франции.

В 1797 году режим директории пал. Толеран восстанавливает МИД, дипломатические ранги, постоянные представительства. Его обвиняли в беспринципности, коррупции, азарте, но как политик, оратор и дипломат он был выдающейся личностью

Россия:

С момента начала революции идет отказ от профессиональной дипломатической службе и отторжение старых принципов и норм. Делается ставка на мировую революцию. Троцкий ведет активные взаимоотношения с пролетарскими силами в других странах. С назначением Наркомом иностранных дел Чичерина подписывается ряд договоров, включая Локарнские соглашения. Но Чичерин – это скорее исключение, так как он имел дворянское образование. Идет мощная идеологизация системы госслужбы, невнимание к протоколу. Отличительные черты: незрелость дипслужбы, поголовная чистка в рядах дипломатов, бывшие крестьяне заняли эти должности. Главное - это преданность власти.

Общие черты:

· Полное разрушение прежних принципов организации дипломатической деятельность

· Стихийный характер формирования новых дипломатических органов

· Отсутствие детально продуманного внешнеполитического курса. Народ требовал быстрых решений.

· Усугубление ситуации военными действиями с др. государствами

· Кадровый кризис

· Возвышение отдельных выдающихся революционных деятелей, которые и возглавляют «внешнеполитическую деятельность» страны в этот период.

Различия:

· В России формирование внешнеполитических ведомств носило изначально более идеологизированный и жесткий характер.

· Для России менее важен был факт признания другими государствами.

· Во время американской войны за независимость факт скорейшего прекращения войны не был столь критичным, как во Франции или России, которым мир был нужен даже с потерями для стабилизации внутриполитической ситуации. В США таких противоречий в самом обществе не было. Это формирование национальной идентичности с чистого листа. В России же этот факт усугублялся тем, что война ассоциировалась с политикой царской власти.

11. Дипломатия Великих Держав в 20 веке. Биполярная система и дипломатия периода ХВ.

Уже в ходе Второй Мировой войны встал вопрос о реформе внешнеполитических ведомств. После I МВ дипломатию снова стали обвинять в неспособности выполнить свою основную задачу, а именно - предотвратить мировую бойню.Корень зла усматривали в элитарности дип. службы.

Разлиия в дипломатии СССР и США:

1. в СССР более жёсткая и идеологизированная дипломатия. 2. Амер. Дипломатия продолжала традиции, а советская нет, не было факта преемственности.

Общее:

1. идеологизированность;

2. создание блоков противостояния с чёткой иерархией.

Основные тенденции того времени:

1. возникновение большого количества новых государств—расширение количества диппредставителей для распространения влияния, они очень многочисленны, чтобы обеспечить поддержку строя—возрастают штаты—возрастают издержки—у ГосДепа возникают проблемы с парламентом из-за отказе в выделении средств,






Сейчас читают про: